Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории.
Рассматривая такую научную категорию как «подход», я опиралась на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Л. Селиванова и др.
«Подход – это определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое и (или) логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приёмов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа».
В педагогической практике (воспитательной деятельности) широко используется многообразие походов, но анализ научной литературы по проблеме интуиции в педагогической деятельности, показал, что понятие «интуитивный подход» не имеет достаточно конкретного содержания.Поэтому важным, в первую очередь, становится уточнение данного понятия, наполнение его содержанием.
Выделяются следующие научные категории, которые используются в аспекте интуитивного подхода, – это: психика и сознание, бессознательное, интуиция, творчество, установка, убеждения, деятельность, педагогическая деятельность, стимулирование и развитие интуиции в педагогической деятельности.
Рассматривая психику как свойство высокоорганизованной материи, функцию головного мозга, сущность которой состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности, надо помнить о том, что психическое отражение действительности имеет свои особенности. Сознание – высший уровень развития психики. Психика и сознание – социально обусловлены.
В психологии выделены следующие особенности психики и сознания: отражение воздействий окружающей среды – процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся; при психическом отражении объективной действительности, любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий; субъективность психического отражения – активное преобразование отражаемого. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
Психика и сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой, – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности человека.
Изучению особенностей психики и сознания посвящены работы А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского, В. М. Аллахвердова, Г. В. Акопова и др.
Благодаря психике и сознанию, их способности отражать воздействия внешней среды и регулировать процесс адаптации, проявляется и внутреннее содержание деятельности, и поведение человека.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяю такие особенности сознания как объемность, многомерность, многоуровневость и полидетерминированность. В. М. Аллахвердов пишет о природе самоочевид-ности или непосредственной данности сознания, связи осознанного и неосознанного, о границах возможностей сознания по переработке информации. А. Р. Лурия, Л. С. Выготский выделили возможности сознания, отметили его роль в таком процессе как интериоризация .
Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...
Области использования мультимедиа
Компьютерные системы мультимедиа находят широкое применение в образовании, искусстве, рекламе, науке, торговле и других областях человеческой деятельности. Причем в каждой из этих областей применение мультимедиа открывает новые возможности, которые были недоступны при использовании старых технологи ...
Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание
Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятель ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.