На базе МДОУ СОШ № 176 г. Нижнего Тагила нами была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде сводной диагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальная беседа с детьми, приведенная в параграфе 2.1.
Цель беседы заключалась в выявлении у ребенка отношения к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А также выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.
Результаты показали, что 40% детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд, поступки, помогают взрослым и малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратными и прилежными, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимости этого качество, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.
Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко не все ведут себя согласно этим ценностям.
Сводная диагностическая карта воспитанности (Приложение 1) [6] была разработана педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа – детский сад № 1” города Ангарска Иркутской области.
Цель сводной диагностической карты воспитанности – это определение уровня воспитанности каждого ребенка для выявления проблем в воспитании и нахождения путей их решения.
Карта состоит из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культура личности”. Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определенные интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.
Внешняя культура личности:
· культура общения (общительность) – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
· культура поведения (дисциплинированность) – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
· культура внешнего вида (аккуратность) – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
Внутренняя культура личности:
· отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;
· дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
· самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
· любознательность – устойчивый интерес к знаниям;
· честность – искренность, умение говорить всегда только правду;
· эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания;
При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе – 6 качеств (в младшей группе – 3 качества, в средней группе – 4 качества, в старшей группе – 5 качеств).
Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание.
В процессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательного процесса:
– предлагается оценить каждое качество личности своего ребенка родителю;
– ставит самооценку ребенок;
– оценивает качества личности педагог (последим).
Детям дошкольного возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной из трех ступенек лесенки определенного качества, вспомнить литературного героя, обладающего данным качеством и ответить на вопрос педагога: “Хотел бы ты быть еще добрее (вежливее, самостоятельнее и т. д.). Положительный его ответ предполагает наличие у ребенка мотивации, отрицательный – ее отсутствие.
Критерии оценивания интегративных качеств личности:
· 1 балл – данное качество присутствует у ребенка, всегда является устойчивой чертой его личности;
· 0,5 балла – поведение ребенка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребенка вести себя именно так, но оно неустойчиво.
· 0 баллов – иногда поведение ребенка может соответствовать данному качеству, но редко.
По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребенка:
· от 1 до 0,8 – 1 уровень воспитанности;
· 0,8 до 0,6 – 2 уровень воспитанности;
· 0,6 до 0,4 – 3 уровень воспитанности.
Особенности использования интуитивного подхода
Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории. Рассматривая такую научную категорию как «подход», я опиралась на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. ...
Методика обследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня
Наше экспериментальное исследование, проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа №55. Эксперимент проводился с 4 детьми старшей группы №6 с общим недоразвитием речи. Для обследования использования традиционных и нетрадиционных методов пересказа, при обучении де ...
Исследование влияния социально–педагогической
деятельности на формирование привычек здорового образа жизни у младших
подростков с девиантным поведением
Для подтверждения сформулированных нами теоретических положений было проведено экспериментальное исследование в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" в течение 7 месяцев. Выборка исследования составила 60 человек. Для выявления мл ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.