Несколько лет назад Министерством Экономического Развития РФ был представлен прогноз экономического развития России до 2015 года, разработка которого проводилась с целью ответить на вопрос, в какой мере российской экономике удастся решить стоящие перед ней системные задачи - ускорения развития (удвоения ВВП за десятилетие), преодоления бедности и обеспечения населения доступным жильем, создания достаточных экономических условий безопасности страны и модернизации армии. Приведем далее целеполагающие выдержки из этого документа.
В последние годы Россия демонстрирует высокую динамику социально-экономического развития. В 2004 году темп роста валового внутреннего продукта составил 107,1%, реальных располагаемых доходов населения – 107,8%, оборота розничной торговли – 112,1%, инвестиций в основной капитал – 110,9%. Достигнута макроэкономическая устойчивость, характеризующаяся снижением темпов инфляции, предсказуемостью обменного курса рубля, накоплением масштабных золотовалютных запасов и стабилизационного фонда, укреплением бюджетной системы страны. Эти позитивные результаты нашли отражение в повышении ведущими международными рейтинговыми агентствами суверенного кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня.
Достигнутые успехи социально-экономического развития обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, структурными и институциональными реформами, проводившимися в предшествующий период, с другой – исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на энерго-сырьевые товары и возможности форсированного наращивания экспорта энергоресурсов объясняют более половины прироста российского ВВП за последние годы.
Сейчас российская экономика подходит к поворотному рубежу - на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может, напротив, привести к существенному торможению роста.
Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по добыче экономически эффективных природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Все сильнее обозначаются пределы роста доходов населения из-за низкой производительности труда, недостаточности условий и стимулов для развития человеческого капитала в соответствии с современными требованиями глобальной конкуренции на рынке труда.
Сохраняется тенденция деградации социальной инфраструктуры, прежде всего в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования, здравоохранения.
Ужесточается конкуренция на внутренних рынках - вследствие исчерпания эффекта девальвации рубля в 1998 году и усиления их интеграции в мировую экономику.
Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества ее производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.
Сложившаяся корпоративная структура экономики характеризуется серьезным отставанием в развитии малого и среднего бизнеса, крайней ограниченностью слоя современных компаний, способных эффективно конкурировать на открытых рынках.
Таким образом, в рамках сложившейся экспортно-сырьевой структуры экономики, низкого качества государственного администрирования и затухания институциональных преобразований, российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше, чем 4-5% в год даже при высоких мировых ценах. Такие темпы расширения экономического потенциала критически недостаточны для преодоления экономического отставания России от ведущих стран мира и решения поставленных задач социального развития и обеспечения национальной безопасности.
Для поддержания устойчивых темпов роста на уровне 7 и более процентов в год в 2005-2008 годах необходимо завершить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. К ним относятся:
Социально-педагогическая виктимология: социальные
нормы и отклонения от них в процессе социализации
Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе. Социализация - развитие и самореализация человека н ...
Система развивающего обучения
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Про необходимость изменения приоритетов начального образования заговорили в 50-60 годы ХХ века, советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.У. Зонков, Д.Б. Эльконин и др. выделили научно-практическую проблему связи обучения и развития младших школьников. Было установлено, изменение содержания и методов традиц ...
Виды дифференциации
Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии. Выделяются два типа дифференциации обучения
: дифференциация внешняя и внутренняя (внутри классная). Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические осо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.