Понятие качества образования

Страница 1

Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик. Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Основной чертой современного состояния высшего образования в России является предстоящее резкое обострение конкурентной борьбы в этой сфере. Эта борьба нарастала на протяжении ряда лет после введения платного высшего образования, когда ВУЗы в поисках источников доходов стали открывать многочисленные филиалы и представительства. Так летом 2005 года свои услуги по получению высшего образования в области экономики и управления в Ульяновске предлагали полтора десятка ВУЗов. При этом в ближайшее время начнет действовать ряд новых факторов. Во-первых, предстоит вступление России в ВТО, что приведет к началу действия в стране зарубежных ВУЗов с их большими финансовыми ресурсами, современным менеджментом и новейшими образовательными технологиями. Во-вторых, наш регион, как и вся страна в целом, попал в «демографическую яму». За ближайшие пятнадцать лет выпуски школ сократятся в 2,5 раза. В-третьих, государством взят курс на разгосударствление ВУЗов, в результате чего само их существование будет зависеть от успешного проведения набора студентов.

Совокупность перечисленных факторов приведет к острейшей конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. В этих рыночных условиях определяющим для получения конкурентного преимущества становится соотношение «цена-качество», в связи с чем качество образования становится важнейшим показателем, характеризующим деятельность ВУЗа.

Что же представляет собой качество образования? В литературе существует множество подходов к этому понятию. Например, в [1] приведена следующая таблица:

№ п/п

Подходы

Основание

1

2

3

1

Интуитивно-эмпирический

Опыт и интуиция человека

2

Формально-отчетный

Уровень успеваемости

3

Психологический

Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности

4

Педагогический

Уровень воспитанности и обученности

5

Процессуальный

Оценка состояния образовательного процесса

6

Результирующий

Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения

7

Комплексный

Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т.д.)

8

Многопараметрический

Оценка деятельности образовательного учреждения на основе внутрисистемных параметров

9

Методологический

Соотношение результата с операционально-заданными целями

10

Интегрирующий

Введение категорий, носящих интегральный характер (компетентность, грамотность, образованность)

11

Лично-ориентированный

Личностное развитие обучаемого

12

Социальный

Степень удовлетворения индивидуального и общественного потребителя

13

Квалиметрический

Измерение показателей по параметрам

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Пет ...

Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Про необходимость изменения приоритетов начального образования заговорили в 50-60 годы ХХ века, советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.У. Зонков, Д.Б. Эльконин и др. выделили научно-практическую проблему связи обучения и развития младших школьников. Было установлено, изменение содержания и методов традиц ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru