Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.
При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.
Органы власти и общественность призваны, руководствуясь принципами государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.
Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:
укрепление единства и целостности Российской Федерации;
учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);
сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;
развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;
обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;
гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;
формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
предотвращение межнациональных конфликтов;
учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;
распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;
учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;
сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;
защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;
овладение русским языком — средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;
Функционирование образовательных систем в рамках
единого образовательного пространства
Создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразу ...
Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка
Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, игры отсутствовали. По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, чт ...
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.