Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования

Педагогика » Социально-педагогическое сопровождение детей в учреждениях дополнительного образования » Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования

В настоящее время в социально-педагогической науке представлено большое количество исследований по теории и практике социально-педагогической деятельности, их роли в удовлетворении особых социальных, и культурно-образовательных потребностей детей и молодежи. Разработаны концепции социально-педагогической работы и воспитания (В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, В.А. Сластенин); теория, методики и технологии социальной работы и социально-педагогической деятельности (В.А. Боговарова, И.Г. Зайнышев, В.И. Курбатов, А.М. Панов, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, В.А. Фокин, Е.И. Холостова); концепции социально-профессионального становления будущих специалистов социально-педагогической сферы (Б.С. Алишев, Э.Ф. Зеер, В.Ш. Масленникова, Т.М. Трегубова, Н.Б. Шмелева); раскрыта сущность технологий социально-педагогического сопровождения (Н.В. Гарашкина, Н.В. Курилович, Л.В. Мардахаев, Н.П. Щукина); определены прикладные аспекты отечественного и зарубежного опыта социальной работы (А.В. Мудрик, Г.В. Мухаметзянова, А.Р. Масалимова,Т.М. Трегубова, В.А. Фокин, И.В. Фокин).

Теоретико-методологической основой исследования в нашей работе явились философские и педагогические положения, концепции и теории, раскрывающие специфику социально-педагогической деятельности как формы развития личности и общества; социально-педагогические взгляды, составившие основу для развития теории социальной педагогики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); ведущие положения методологии современной педагогики (Л.С. Выготский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин); теория человеческой деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов). А также:

- системный подход к анализу педагогических явлений (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.А. Сластении, В.Н. Садовский и др.);

- философские и педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, А.Е. Коробков, Н.Б. Крылова, О.В. Крючек, С.А. Шмаков, и др.);

- концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Н.П. Аникеева, О.С. Газман, В.М. Григорьев, В.В. Давыдов, Е.И. Добринская, Т.Е. Конникова, И.А. Новикова, В.В. Полукаров, К.Д. Радина, Э.В. Соколов, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.);

- теория психологического и педагогического проектирования образовательной среды (Т.И. Бабаева, Е.С. Заир-Бек, О.Г. Прикот, Е.Н. Герасимова, Н.Я. Михайленко, В.А. Ясвин и др.).

Возможность творческого освоения деятельности, раскрытия в ней индивидуальности, проявления творческого потенциала личности базируется на становлении позиции субъекта (К.А. Лбульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн и др.).

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности детей и молодежи.

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Особенности организации досуга как развлечения и праздника изучены во исследованиях СИ. Бекиной, B.C. Левшиной, Г.Н. Тубельской, А.И. Ходьковой и др.

Основы работы педагогов дополнительного образования освещены в работах Гусол Л. Г. «Дополнительное образование: Для руководителей образовательных учреждений, педагогических работников, учащихся и родителей» (Соликамск: Б.и., 1998), Рудневой Т. И. и Кочетковой В.Г. «Педагог дополнительного образования: Психолого-педагогические проблемы: Учебное пособие» (Самара: Изд-во МГПУ, 1998). Главной целью педагогов здесь авторы видят в том, чтобы найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, раскрыть его творческий потенциал в правильно организованной досуговой деятельности.

Смотрите также:

Педагогические аспекты содержания социальной реабилитации несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме «Аистенок»
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты входящей диагностики, мы наметили и провели формирующий этап. Цель формирующего этапа: преодоление деструктивных факторов, восстановление полноценной духовной жизни, повышение самооценки и уровня знаний детей-сирот и детей ...

Основные направления совершенствования системы образования
Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. ...

Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков разработана на основе элективный курса «Профессиональное самоопределение», который представляет собой переработанный и сокращенный вариант программы ориентационного элективного курса «Профессиональное самоопределение» В. А. Чернышёвой. В ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru