Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил обоснованно выбрать теоретико-методологические ориентиры для построения педагогической модели, а также определиться с параметром исследования.
Итак, начнем с самого понятия «модель», которое используется во многих (а возможно, и во всех) областях науки. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.
Разработанная нами модель включает следующие компоненты:
1) системообразующим элементом является цель – педагогическое содействие учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования;
2) содержательный компонент модели включает в себя:
– сведения о видах средне-специальных учебных заведений;
– сведения о типах профилей обучения в общеобразовательных школах;
– сведения о требованиях, предъявляемых к выпускникам 9-х классов при поступлении в ССУЗы, либо в профильные классы;
3) процессуальный компонент предполагает использование таких форм и методов работы, которые позволяют сформировать теоретические представления, связанные с видами учебных заведений, профильных классов, а также сформировать у учащихся мотивы самоопределения в формах продолжения образования.
Представляется, что осуществлению процесса педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования способствуют следующие методы:
методы формирования сознания личности (беседа, лекция);
методы стимулирования и мотивации деятельности личности (игровой метод, дискуссия);
практические методы.
Беседы – имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности. Проведение бесед о формах продолжения образования помогает учащимся сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выпускникам 9-х классов при поступлении в ССУЗы или профильные классы.
Лекция. Может содержать несколько сюжетных линий, которые излагаются как последовательно, так и параллельно. Этот метод позволяет концентрированно подать большой объём учебного материала.
Дискуссия. Включение учеников в ситуации обсуждения какого-либо вопроса не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает прилив интереса к изучаемому материалу.
Демонстрация. Особенностью этого метода обучения является то, что он обязательно предполагает в той или иной мере сочетание со словесными методами, в данном случае – рассказ. Тесная связь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Разработанная нами модель включает в себя следующие формы внеклассной деятельности – экскурсия, игра.
Зависимость выбора вида сочинения от возрастных особенностей школьников
Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей. Одной из важнейших особенностей школьников являетс ...
Урок как основная форма организации обучения в школе
Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение но ...
Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.