Основными задачами констатирующего этапа эксперимента является выявление сформированности устной и письменной речи учащихся по следующим показателям:
1) полнота ответа.
2) умение оперировать понятиями.
3) умение обосновать свою точку зрения.
Для этого детям предложили письменно задания на карточках, которые состояли из трех вопросов, третий из которых заключал в себе составление рассказа. Вопросы были заданы на отвлеченные темы, но связаны с историей. Например, на вопрос «Как вы думаете, для чего нам необходимо изучать историю», учащаяся 3 «А» класса Кулагина Мария ответила так: «Чтоб мы знали ее», а учащийся 3 «Б» класса Куприянов Григорий ответил: «Изучать историю необходимо, чтобы знать, откуда мы произошли, и что происходило на Земле и в нашей стране до нашего рождения».
Для определения развития устной речи детям были заданы вопросы, требующие размышления и выражения своих мыслей. Устный опрос происходил в индивидуальной форме. Вопросы также задавались на различные темы, связанные с историей. Например, на вопрос «Подумайте и скажите, чем в будущем вам может помочь история» учащийся 3 «А» класса Морозов Виталий ответил: «История понадобиться нам в будущем, в нашей будущей профессии, просто для того, чтобы мы были умными». А учащаяся 3 «Б» класса Зотова Валерия обосновала свой ответ следующим образом: «история нам понадобится для того, чтобы многое понимали и знали нашу историю».
Таким образом, обработав все полученные данные на констатирующем этапе эксперимента, мы получили следующие результаты:
3 «А» класс:
- 36% учащихся могут полно и четко отвечать на поставленные вопросы;
- 25% учащихся могут в своей речи применять исторический понятийный аппарат;
- 21% учащихся может грамотно и четко обосновать свою точку зрения.
Полнота ответа |
Умение оперировать понятиями |
Умение обосновывать точку зрения | |
Сформированы умения |
36% (12 уч.) |
25% (8 уч.) |
21% (7 уч.) |
Не сформированы умения |
64% (18 уч.) |
75% (22 уч.) |
79% (23 уч.) |
3 «А» класс:
30 человек – 100%
Из данной таблицы видно, что полно ответить на вопросы учителя может меньше половины класса, умением оперировать понятиями владеет 1/4, а обосновать свою точку зрения смогла лишь 1/6 класса. Это доказывает, что работа по развитию речи в данном классе необходима и учителю есть над чем работать.
3 «Б» класс:
- 38% учащихся могут полно и четко отвечать на поставленные вопросы;
- 24% учащихся могут в своей речи применять исторический понятийный аппарат;
- 19% учащихся может грамотно и четко обосновать свою точку зрения.
3 «Б» класс:
30 человек – 100%.
Полнота ответа |
Умение оперировать понятиями |
Умение обосновывать точку зрения | |
Сформированы умения |
38% (12 уч.) |
24% (8 уч.) |
19% (6 уч.) |
Не сформированы умения |
62% (18 уч.) |
76% (22 уч.) |
81% (24 уч.) |
Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного
возраста
Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, ч ...
Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...
Организационные формы обучения
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.