Формирование обобщенных осязательных образов у слабовидящих детей дошкольного возраста происходит при специальном обучении, организующем их практическую деятельность. Для слабовидящих подбирается такая деятельность, которая требует от них воспроизведения конкретных и обобщенных образов. Педагог опирается на самостоятельность и активность самого ребенка, организуя конкретную деятельность, обучая его приемам и способам осязательного обследования предметов. При этом ребенок, используя первоначально первую схему обследования предметов (полностью ), постепенно ее сокращает, переводит во внутренний план. Этот ход интерриоризации качественно изменяет весь xapактер деятельности сла-бовидящих детей, при пространственной ориентировке и предметной: ребенок начинает производить сравнение воспринимаемых предметов с ранее имевшими место в практике. Это свидетельствует о становлении у слабовидящих детей обобщенных образов простейших предметов их окружения, установления иерархии существенных, определяющих признаков конкретных предметов и индивидуальных, второстепенных. Формирование таких обобщенных образов на основе осязания происходит на всем протяжении дошкольного возраста и не заканчивается к концу дошкольного детства.
Трудности формирования обобщенных образов предметов на основе осязания преодолеваются путем формирования конкретных приемов осязательного обследования. Для каждого возраста они глубоко своеобразны. Детей младшего дошкольного возраста необходимо обучать приемам практического действия с предметами путем выделения нескольких очень ограниченных сигнальных признаков опознаваемых предметов. При обследовании предметов простой формы можно вводить планомерное и последовательное ощупывание всего предмета. Расширяя круг этих пред-метов, предлагая для планомерного обследования все более и более сложные предметы создаются благоприятные условия для появления у слабовидящих дошкольников самостоятельного действия.
При совместном использовании остаточною зрения и осязания также наблюдается известная степень дифференциации признаков воспринимаемых объектов, отнесенность их к конкретному предмету. В младшем дошкольном возрасте дети с глубокими нарушениями зрения еще не могут использовать в достаточной мере имеющееся у них остаточное зрение. По мере развития и обучения детей использование остаточного зрения становятся более уверенным и качественно меняется.
Таким образом, для детей с остаточным зрением следует выработать доступные и рациональные приемы тактильного восприятия, соответствующие возможностям пораженного зрительного анализатора. Обучение этих детей приемам осязательного восприятия следует проводить, используя темные фланелевые очки.
Теоретические аспекты
обучения
Говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного ра ...
Цементное производство
В виде песка SiO2 - давно известный строительный материал. Сырьем в цементном производстве служит смесь глины с известняком. Применяют и природный мергель (глинистый известняк), если он по составу удовлетворяет требованиям цементного производства. Такие мергели имеются у нас, например, в районе Нов ...
Фразеологизмы английского языка с именами собственными
М. Морошкин, составитель «Славянского именослова» (1869), писал о именах: «имена собственные отражают следы каприза и фантазии человеческой… служат сокращенной историей внутреннего быта и духа народного, и там, где безмолвствуют саги, начинают свою повесть имена.» Имена и названия всегда играли осо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.