Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира

Страница 2

Дети, поступающие в специальные детские сады, как правило, не готовы к активному использованию осязания. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого, при ощупывании предметов, руки у детей бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют - все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. при выполнении других предметно-практических действий; поэтому их надо специально научить и довести навыки осязательного восприятия до автоматизма.

В педагогической практике встречаются дети, руки которых не напряжены в знакомой и интересной для них деятельности (например, игра на гармонии). В других же случаях руки бывают скованными, что мешает им свободно ощупывать предлагаемые предметы и оперировать ими. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ребенка больших резервных возможностей в развитии осязания, которое необходимо реализовать в дошкольном возрасте. Таких детей надо сначала заинтересовать каким-то одним видом деятельности, в процессе которой создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Работа по развитию осязания требует значительного времени. Именно поэтому в воспитательные планы были введены часы, предназначенные для коррекции вторичных дефектов развития у детей, в частности, для развития кожно-двигательного анализатора. Задача тифлопедагога заключается в том, чтобы на коррекционных занятиях целенаправленно развивать у детей осязательную чувствительность и мелкую моторику рук. Такую работу не целесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Для развития сохранных органов чувств детей следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно и с интересом выполнять. К таким видам деятельности относятся обследование знакомых и незнакомых предметов: изготовление аппликации, конструирования, лепка, участие в разнообразных дидактических играх, чтение рельефных рисунков, подготовка рук к письму, если необходимо, то к чтению по системе Брайля. Однако в начале каждого занятия дети под руководством тифлопедагога должны выполнять несколько упражнении, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Веселые уроки для самых маленьких. Азбука и счет
«Веселые уроки» - это занимательное обучение детей буквам и цифрам. Слушая сказку перед сном, во время спокойных игр или занятий детским творчеством ребенок в то же время осваивает азбуку, запоминает цифры. Удивительные сказочные истории познакомят малышей с целым семейством букв! Ребята узнают, чт ...

Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...

Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это свя ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru