Самовоспитание личности как педагогический феномен

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Самовоспитание личности как педагогический феномен

Страница 4

Обратимся теперь к структуре самовоспитания, она включает:

культуру выбора и постановки целей самовоспитания;

культуру самопознания;

культуру способов и средств самовоспитания;

культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание.

Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию (особенностям развития личности) цели самовоспитания, обусловленные этапом развития, на котором находится человек, — это цели либо позитивного самоутверждения, либо позитивного самосовершенствования и самоактуализации. Постановка целей должна отвечать сформировавшейся мотивации с учетом общечеловеческих ценностей, а также приемлемости мотивации и целей конкретным ситуациям и требованиям окружения, если эти требования не носят антисоциального характера и не противоречат в корне установкам и убеждениям индивида. Культура самопознания органически включается в процесс самовоспитания и обусловливает его содержание и направленность. Она заключается в использовании социально приемлемых путей и способов самопознания; в систематичности и последовательности, когда личность обладает необходимыми средствами познания себя; в способности самостоятельно или с небольшой помощью других выстроить собственную адекватную концепцию; в максимальном использовании своих сильных сторон в деятельности, сводя к минимуму воздействие отрицательных или слабых сторон; в идентифицировании с собой, принятии себя; в достижении необходимого уровня самоуважения; в приобретении личностной компетентности в вопросах самопознания.

Выводы: на сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

В следующем параграфе мы будем рассматривать особенности подросткового возраста так или иначе влияющие на способность школьников заниматься самовоспитанием.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также:

Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал отводится особая роль в педагогике раннего детства, Л.Н. Павлова отмечает, что уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для меленького ребенка. Г.Ф. Лоза отмечает, что многие знания ...

Драгоценные камни
Бесцветные и различно окрашенные кристаллы SiO2 - драгоценные камни. Группа кварца - одна из самых распространенных в природе. Кварц (SiO2) встречается во множестве горных пород, где он образуется в самых разнообразных условиях. В природе кристаллы кварца встречаются самых разных размеров. Экземпля ...

Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружаю­щих пред ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru