Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей.
По мнению А.Ф. Воловик интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес – это неудовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить.
Из вышеизложенных подходов отечественных психологов и педагогов вытекает, что у ребёнка, в первую очередь, возникает тот интерес к культурно-досуговой деятельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира. В связи с этим на первоначальных стадиях его развития родители заботятся о разных впечатлениях, которые имеют эмоциональную положительную окраску. Здесь можно увидеть характерную особенность культурно-досуговой деятельности ребёнка, которая заключается в том, что у дошкольника эмоциональные переживания доминируют над познавательным процессом. В то же самое время, получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные, в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребёнок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления интереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, первый принцип позволяет расширить кругозор ребёнка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности. Наиболее полно этот принцип реализуется в процессе коллективной культурно-досуговой деятельности. Следующим важным принципом является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что приводит впоследствии к повышению у ребёнка уровня культурно-досуговой деятельности, реализуя в ней воспитательно-образовательные возможности. В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.И. Петровой, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной и др. подчеркивается, что нельзя детей научить правде, добру без постоянного формирования у них понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло», нельзя научить ребёнка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства. Также в ходе воспитания и обучения у ребёнка формируется нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный, эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений; в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни.
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...
Виды текстов
Практика показывает, что текст становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помог ...
Авторитет тренера в команде
Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека. Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной де ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.