Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 1

Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний о труде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспитательной работы, сделать труд действительным средством развития личности в педагогическом процессе детского сада.

Единой общепринятой методики определения знаний о труде взрослых в дошкольной педагогике пока не существует. Вместе с тем, исходя из того, что знания детей о труде взрослых - это определенный уровень состояния освоения социального опыта трудовой деятельности, который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни и воспитания, можно полагать, что показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде взрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основе метода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентами труда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.

Вышеперечисленные составные компоненты определения знаний о труде взрослых, на мой взгляд, лучше просматриваются с помощью диагностики предложенной авторами М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной.

Диагностика состоит из девяти методик, проходящих в форме бесед, дидактических игр, выбора ситуации (см. приложение №1). В процессе проведения диагностики фиксируется выполнение ребенком каждой методики. В результате выполнения методик определяются три уровня сформированности системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования:

уровень - высокий (7 - 9 баллов)

уровень - средний (4 - 6 баллов)

уровень - низкий (1 - 3 балла)

За каждую успешно выполненную методику зачисляется один балл. Баллы заносятся в протоколы, отражающие как индивидуальные, так и групповые показатели (см. приложение № 2). По полученным данным строятся графики (см. приложение № 3 " Сравнительный анализ усвоения знаний о труде взрослых детьми дошкольного возраста"), по которым даются количественная и качественная характеристики сформированности знаний о труде взрослых. Анализ полученных результатов позволяет мне выявить особенности формирования системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования группы в целом и отдельными детьми; наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по изучаемому материалу. Кроме того, выявление уровня освоения знаний детьми помогает мне в анализе собственных возможностей детей в работе по трудовому воспитанию, а так же в составлении прогноза, планировании деятельности и соблюдении последовательности в работе по трудовому воспитанию детей.

Диагностическое задание каждой методики даются детям на том этапе использования моделирования, когда подобный способ уже найден детьми и отработан в процессе решения аналогичных задач. То есть предполагается, что ребенок, успешно овладевающий необходимыми знаниями о труде взрослых, может самостоятельно применять подобный способ при решении новой диагностической задачи. При проведении диагностики по ознакомлению детей с трудом взрослых с использованием элементов моделирования мною учтены возрастные особенности детей и требования к программному содержанию возрастной группы по данному разделу. Так в средней группе я выясняю, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (помощника воспитателя, повара, дворника, прачки), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми и условные обозначения данной профессии.

В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети значимость труда людей других профессий, уже отдаленных от окружения детей (строители, нефтяники, пожарники, парикмахеры и т.д.) и взаимосвязи различных видов труда, обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами (то есть построение лесенки).

В дальнейшем я изучаю, могут ли дети переносить модель трудового процесса в собственную продуктивную деятельность.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В р ...

Сущность и структура решения текстовых задач
Что значит решить задачу? В предыдущей главе мы познакомились с составными частями задачи, с тем, как следует производить анализ задач. Теперь разберемся с тем, что составляет сущность решения задачи, какова структура процесса решения, в чем особенности отдельных этапов этого процесса. Что значит р ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru