Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 1

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде, и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, но требования программы "Развитие", по которой, работает наш детский сад, сосредоточены не на содержании сообщаемого детям материала (конкретные знания, умения и навыки), а на способах овладения этим материалом, на организацию деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей, в чем и оценивается значимость моделирования в формировании у детей системных знаний о труде взрослых.

В программе "Развитие" основное место занимают разделы, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Раздел "Ознакомление с окружающим", в который входит подраздел "Ознакомление с трудом взрослых" в программе "Развитие" заменен разделами "Ознакомление с пространственными отношениями" и "Развитие элементов логического мышления", в которых упущена тема формирования знаний о труде взрослых.

В основу программы "Развитие" легло два теоретических положения:

Первое - это теория А. В, Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребенка - это его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности (нельзя переносить в ДОУ школьные формы образования, необходимо разрабатывать новые, отвечающие особенностям, детей дошкольного возраста пути развития ребенка).

Второе теоретическое положение - это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка - это способности.

Таким образом, в результате своей профессиональной деятельности я стала перед проблемой необходимости формирования у детей знаний о труде взрослых с учетом теоретических концепций программы "Развитие".

Изучив доступность и практическую значимость метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста, положенного в основу программы "Развитие", я определила необходимость и целесообразность использования этого метода в работе с детьми по формированию системных знаний о труде взрослых.

На основе полученных результатов проведенной диагностики, мною были выделены этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников посредством моделирования. Их последовательность была определена необходимостью учета положения о том, что познавательный интерес к труду взрослых не отделим от определенного объема знаний и умений, от достаточного запаса личного опыта (О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер).

Знакомство детей с моделями, которые уже существуют и используются человеком. Вступая в жизнь, ребенок не только познает мир людей, вещей, но и учится понимать мир условностей, мир знаков, символов, моделей, обозначающих реальные вещи и явления. Поэтому первый этап направлен на ознакомление дошкольников с моделями.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых с помощью моделей. Именно модели представляют общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов. Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весь процесс, и результат, не может, быть достигнут.

Использование детьми модели трудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организации собственной результативной деятельности, что позволяет детям применять модели для самостоятельного познания известных трудовых процессов.

Для формирования у детей системных знаний о труде взрослых мною были использованы различные методы и приемы: проведение занятий, дидактических игр, разыгрывание ситуаций, упражнений, совместная деятельность взрослых и детей. Данные методические формы взаимодополняют друг друга.

Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. Таким образом, применение моделей приводит к значительно более осознанному и глубокому освоению той области действительности, которая служит содержанием моделей. Поэтому, я посчитала возможным определить и сформировать элементарную систему знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста с помощью моделирования.

Прежде чем раскрывать особенность формирования системных знаний о труде взрослых на основе метода моделирования мне хотелось бы остановиться на видах моделирования.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Положение о правилах составления и утверждения календарно-тематического планирования Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы
1. Общие положения. Настоящее Положение о разработке и утверждении календарно-тематического планирования (далее - Положение) разработано с целью определения общих правил оформления, разработки и утверждения календарно-тематического планирования в образовательном учреждении. Под календарно-тематичес ...

Истоки современной науки
Автор говорит о том, что в эпоху возрождения с новой силой развивается наука и культура, человечество заново переосмысливает научные труды античности. Эпоха Возрождения воплотила мечты христианского Запада о свободе, вернула радостный взгляд язычества на окружающий мир, и человечество признала в ка ...

Развитие ситуативной связной речи
Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru