Немецкий психолог Курт Левин полагал, что главная черта подростничества - то, что это период перехода. Основные составляющие этого перехода:
а) это изменение групповой принадлежности: от родительской семьи как главной социальной группы, в которую включен подросток - к группе сверстников, которую выбирает он сам;
б) переход от группы детей к группе взрослых;
в) появление новых тесных ощущений, переход в "другое" тело;
г) переход в новое нормативно-правовое пространство, появление свободы, новых областей деятельности;
д) это временной переход, изменение и углубление временной перспективы.
По мнению Ж. Пиаже, детям после 10-12 лет становятся доступными новые гипотетико-дедуктивные средства познания мира, делающие возможным исследование и практическую пробу отношений реального и возможного, отношений между "есть" и "может быть". Эти новые возможности резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Эти гипотезы выходят далеко за границы наличных взаимоотношений и непосредственно наблюдаемых свойств людей (себя в том числе) и становятся основой экспериментального опробования собственных потенциальных возможностей. Однако школьное обучение стоит как бы в стороне от решения этих задач, так как образование школьников в традиционной школе направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, никак не связанных ни друг с другом, ни с жизненными задачами подростка. Видимый мир, в котором ребенок живет - целостный, яркий, событийный; содержание предметного обучения - частично, разорвано, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Знания, получаемые ребенком в предметном содержании, сами по себе зачастую отобраны достаточно случайно и устаревают до того, как ребенок закончит школу.
Во многом, системой образования и школой, как социальным институтом обучения и воспитания не принимается во внимание постепенное взросление ребенка, его развитие в соответствии с исторической природой детства, которую ни в коем случае нельзя игнорировать. Хотя на первый взгляд именно школа, в отличие от семьи, в большей степени должна учитывать возрастные особенности ученика, формулируя, согласно им, цели и задачи обучения, строя содержание обучения, используя методы и формы его организации, опирающиеся на возрастные особенности учеников, но в настоящее время в школе этого не происходит. Формы образования, система отношений в учебном процессе, содержание деятельности ученика в средней и старшей школе практически ничем не отличаются от форм и отношений в начальной. Содержание учебного материала практически не связано ни с интересами и реальными проблемами подростка, ни с теми знаниями и возможностями, которые предоставляют ему современные системы получения информации, ни с реальной жизнью. Принцип предметности приводит к тому, что ребенок, получая отрывочные знания по отдельным предметам школьной программы, не в состоянии как-то увязать их между собой, выстроить более или менее целостную картину мира и понять, куда в этой картине могут быть "встроены" получаемы в школе знания.
Из всего вышесказанного следует, что связи с активным интеллектуальным развитием в этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, становление самосознания, самооценки, интериоризация нравственных норм и ценностей, идет активный поиск смысла жизни - самоидентификация, формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению.
К проблеме самоопределения в подростковом возрасте обращались многие отечественные и зарубежные учёные (М.Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, Э. Эриксон).
М.Ю. Гинзбург, на основе анализа работ Л.И. Божович, А.В. Петровского показал, что на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста возникает личностное самоопределение как психологическое новообразование личности. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: оно ориентировано на будущее, оно заключается в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, и, наконец, оно связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
Теоретические основы игры как средства обучения
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, порой неожиданно способности любог ...
Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ребенок ...
Исторический аспект проблемы
На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных от ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.