Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:
Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в декабре 2009 года в третьем классе «А» № города с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» и теста.
На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников третьих классов:
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.
46-64 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.
21- 45 баллов: Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.
Результаты анкетирования и тестирования сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты диагностики, декабрь 2009 г.
Уровень знаний о ЗОЖ |
Уровень знаний о строении и функциях организма человека | ||||
кол-во человек |
% |
кол-во человек | |||
Высокий |
5 |
25 |
Высокий |
6 |
30 |
Средний |
11 |
55 |
Удовлет. |
10 |
50 |
Низкий |
4 |
20 |
Неудовл. |
4 |
20 |
Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.
Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.
Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста
в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Исследование направлено на изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. В исследовании принимали участие 35 респондентов (родители детей подготовительной к школе группе). Цель данного исследования: выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, ф ...
Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и опре ...
Анализ и оценка результатов опытно-практического исследования
на базе детского дома «Аистенок»
Для определения эффективности опытно-практической работы по окончании формирующего этапа, была проведена контрольная диагностика. Цель контрольного этапа: анализ результативности опытно – практической работы по преодолению деструктивных факторов, восстановлению полноценной духовной жизни детей, пов ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.