Третий этап – усвоение вычислительного приёма. Цель – формирование умения применять схему ориентировочной основы действия в различных условиях, обеспечивая постепенное свёртывание операций. Учащиеся должны твёрдо усвоить систему операций, составляющих приём, и предельно быстро выполнять эти операции, то есть овладеть вычислительным приёмом.
Четвёртая учебная ситуация. Цель - научить учащихся самостоятельно выполнять все операции, составляющие приём, комментируя выполнение каждой из них вслух.
При этом учитель использует такую форму работы, как совместное выполнение действия в паре. Необходимость в такой работе обусловлена тем, что ребёнок должен осмыслить каждую операцию как отдельную от другой. Кроме того, для формирования полноценного действия необходимо осуществлять контроль за ходом его выполнения.
Внутри данной учебной ситуации для достижения поставленной цели необходимо придерживаться такой последовательности:
- заполнение готовой схемы-опоры (проговаривается каждая операция);
- выполнение приёма с опорой на ООД (проговаривание вслух каждой операции);
- проверочная работа, цель – выявить освоение учениками ООД.
Если результат такой проверки положительный, то следует перейти к следующей учебной ситуации, т. к. не следует задерживаться на данном этапе, чтобы избежать привыкания детей к развёрнутой записи.
Пятая учебная ситуация – частичное свёртывание выполнения операций. Цель – научить детей выделять основные операции в каждом вычислительном приёме. Результатом является проговаривание детьми вслух лишь промежуточных результатов.
Шестая учебная ситуация. Цель – научить детей полному свёртыванию схемы, выполнению операций « в уме».
Дети самостоятельно выполняют задания, обмениваются тетрадями, и проверяют работу друг у друга.
Четвёртый этап – формирование прочных навыков. Цель – создание условия для применения приёма в разнообразных ситуациях и доведение до автоматизма навыка выполнения действия.
Основным средством процесса формирования навыков становятся проверочные, самостоятельные и контрольные работы различного направления.
Седьмая учебная ситуация. Детям предлагается выполнить серию работ, цель которых – формирование адекватной оценки своего умения применять приём и коррекция работы. Отметки здесь не ставятся, а вводятся знаки «+» и «минус».
Самостоятельная работа проводится после нескольких проверочных работ. Цель самостоятельной работы – промежуточный контроль за окончательным результатом освоения приёма. Задания подбираются разного уровня сложности. Детям предлагается выбрать тот уровень, на котором они хотят и могут работать. По результатам обсуждения итогов такой работы учитель распределяет детей на группы в соответствии с их трудностями в освоении приёма.
1-я группа – дети, не освоившие схему-опору.
2-я группа состоит из детей, которые не могут работать по свёрнутой схеме.
3-я группа – дети, которые не могут выполнять творческие задания, перенос знаний в нестандартных условиях затруднён.
4-я группа детей освоила вычислительный приём.
Восьмая учебная ситуация. Задания дифференцируются по группам:
1-я группа – дети работают в парах, воспроизводится повторно учебная ситуация второго этапа (третья).
2-я группа – повторяются учебные ситуации третьего этапа (четвёртая и пятая).
Проблема самоопределения подростков при выборе профиля
обучения
Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка. На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, у ...
Описательная статистика
“То, что вижу, с тем, что видел, Я в одно сложить хочу. То, что видел, с тем, что знаю, Помоги связать в одно.” Ю. Левитанский Эту главу начнем с обсуждения тезиса “Что такое статистика?” После того, как информация собрана и проанализирована, первым шагом к ее изучению будет обобщение и описание по ...
Сравнение масс по инертности тел
Любое тело обладает свойством двигаться по инерции, сохраняя свою скорость неизменной, пока на это тело не подействуют силы. При этом одни тела легче разогнать (а разогнав, остановить), а другие — труднее. Для разгона или остановки груженой тележки на нее следует действовать гораздо большей силой ( ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.