6. Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.
7. Угрожающий стиль. Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.
8. Непоследовательный стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.
9. Подкупающий стиль. В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.
Определение собственного педагогического стиля позволяет оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком. Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.
По словам В.А. Сухомлинского "Семья - это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя". 90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности.
Отклонение черт характера и поведения детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.
Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета.
Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетом родителей). Такое определение воспитательному потенциалу семьи дается Г.М. Коджаспировой. Наиболее значимой частью воспитательного потенциала семьи является педагогическая культура родителей, под которой понимается владение основами психолого-педагогической грамотности, умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность.
Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей
подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Диагностика по методике сост ...
Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов
самовоспитания в подростковом возрасте
Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К. Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье ...
Проблемы обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
На занятиях по пересказу литературных произведений, где решаются все речевые задачи, и параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого ра ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.