Итак, общение учеников с учителем играет решающую роль в процессе адаптации ребёнка к школьной жизни. Характер взаимоотношений с одноклассниками во многом определяется тем, как классный руководитель выстраивает свою коммуникативную деятельность в отношении того или иного ребенка. Успевающие ученики, часто получающие похвалу, могут быть предпочтительнее для сверстников в отношении построения дружеского взаимодействия.
Так же выбранный учителем стиль взаимодействия с классом во многом влияет на формирование отношения первоклассников к школе в целом и обучению в частности. Если личность классного руководителя является демократичной, то процесс усвоения правил школьной жизни, налаживания отношений со сверстниками и само обучение складываются благоприятным образом.
Если же учитель придерживается авторитарного стиля, то могут возникнуть некоторые проблемы. Ученики могут начать испытывать страх перед походом в школу, что может помешать в процессе усвоения правил учебной деятельности. Так же могут возникнуть проблемы в отношениях с одноклассниками.
У более развитых детей так же могут возникнуть проблемы. Они испытывают потребность в большей активности по самореализации. Если этого не происходит, то под действием его адаптации в новых условиях, требующих меньшей динамики, начинается перестройка его организма.
Он теряет прежний динамизм и усваивает новый. Новое состояние имеет сдерживающий характер, ограничивающий интенсивность его направленного развития, что может иметь негативные последствия.
Хорошо подготовленные к школе дети, приходя в класс, где ему предстоит учиться осознают, что многие дети не знают даже букв. Учитель, естественно, начинает с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он старается их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность всего класса. У подготовленного ребенка может возникнуть негативная установка по отношению к школе, учителю и сверстникам по следующим причинам:
· Его чаще всего не замечают на занятии (отсутствие общения с учителем на уроке негативно сказывается на процессе усвоения учебной деятельности);
· Он знает ответ, но его не спрашивают, лишая самопроявления и обрекая на пассивность;
· Нового для него практически ничего нет или очень мало;
· Если бы он не знал, то его чаще спрашивали, за правильные ответы чаще хвалили;
· Ему становится совершенно неинтересно учиться; то, что он знает, ему кажется очень простым, и неясно, почему другие не могут это понять или запомнить.
Подобные факты формируют у ребенка негативное отношение к слабым в учебе детям. Ученик «остывает» к учебе, у него постепенно пропадает интерес к занятиям. Как следствие, ребенок отказывается идти в школу, очень мало уделяет внимания учебе. С успехом начав обучение, он, исчерпав потенциал, снижает результаты в учебе. Впоследствии такой ребенок вообще может с трудом справляться со школьной программой. Развивается школьная дезадаптация.
Если у ребенка не формируются навыки учебной деятельности и приемы, которыми он пользуется и которые, закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих сверстников, испытывать реальные трудности в учебе. Возникает один из симптомов школьной дезадаптации – снижение успеваемости
Дезадаптация может заключаться в неспособности младших школьников произвольно управлять своим поведением, вниманием, учебной работой. Умение работать по правилам отражает развитие произвольной саморегуляции поведения. Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо, чтобы требования, первоначально выдвигаемые учителем, в дальнейшем выступали как требования, которые ученик сам предъявляет к собственным действиям.
Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ребенок ...
Игровая основа обучения лексике
В методике обучения иностранного языка, а именно его лексической стороне, предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией ...
Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.