· Во время основных занятий для нормализации познавательной активности активно применяются расслабляющие методы взаимодействия (физические минутки, различного рода гимнастики, мышечное расслабление, а так же игровые методы снятия напряжения).
Такое построение занятий в первом классе учитывает особенности младшего школьного возраста. Чрезмерной нагрузки не происходит, так как первоклассникам в начале обучения довольно трудно переносить статическую нагрузку. Расслабляющие мероприятия, прогулки позволяют снять двигательное напряжение. Занятия в кружках сплачивает классный коллектив, происходит эстетическое воспитание учеников.
Характеристика объекта исследования
Исследование проводилось в группе первоклассников, общей численностью 22 человека (8 девочек и 14 мальчиков). Так как в виду возникновения различного рода объективных обстоятельств (например, болезнь ученика или уход ребенка после окончания основных занятий), выборка детей менялась. Но общая численность испытуемых оставалась постоянной.
Ученики, у которых с самого начала диагностировалось наличие тех или иных проблем, участвовали в исследовании на постоянной основе. Таким образом, можно говорить о складывании объективной картины имеющихся неблагополучий в коллективе первоклассников.
Этапы эксперимента.
1 этап: Проведение наблюдения за детьми в различных сферах их деятельности (на уроках, переменах и т.д.). Беседа с классным руководителем и воспитателем группы продленного дня.
2 этап: Подбор методического инструментария для изучения общего уровня адаптации учащихся первого класса к условиям школьной жизни;
3 этап: Проведение диагностики уровня адаптации первоклассников к школьной жизни;
4 этап: Включал в себя:
§ Составление программы социально-педагогических мероприятий по адаптации первоклассников к школьной жизни;
§ Реализация данных мероприятий на практике.
Краткое описание диагностических методик.
Социометрия – диагностика социального статуса детей в классном коллективе; диагностика самоотношения.
1. Методика «Два дома».
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
Друзья заносятся в первый домик; те, с кем не дружат – во второй.
2. Методика «Лесенка».
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как он оценивает окружающих.
Ученикам предлагается лесенка с 5-ю позициями. На самой верхней ступени должны быть размещены лучшие друзья, на средней (третей) – просто товарищи, на нижней – те, с кем не дружат.
3. Методика Р.С. Немова «Какой Я?».
Методика направлена на определение уровня самооценки.
Детям предлагается оценить себя по десяти качествам. Полученные оценки затем переводятся в баллы.
Отношение первоклассников к школе.
1. Метод неоконченных предложений.
Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в разных сферах общения и деятельности. В данном случае – диагностика страха школы.
В методике даются 7 предложений, которые необходимо продолжить.
Оценка результатов: в окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания детей.
2. Определение у младших школьников сформированности «внутренней позиции школьника».
Методика помогает выяснить осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го.
В целом, ответы должны быть утвердительными. Отрицательный должен быть дан только на один – 2-й.
Каждое совпадение оценивается в один бал. Чем больше баллов, тем сформированнее позиция школьника.
3. Определение доминирования познавательного или игрового мотива .
Цель: определение психологической готовности к школе.
Интерпретация: выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива.
Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.
Психолого-педагогическая коррекционная программа по развитию речи детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития на уроках ритмики и
физической культуры
Особое внимание в формировании связной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Сер ...
Структура и уровни социально-педагогической диагностики
“Но для бездны, где летят метеоры Ни большого, ни малого ” Н. Заболоцкий Общая теория диагностики выделяет три ее аспекта – семиотический, технический и логический. Очевидно, что эти аспекты имеют место и в педагогической диагностике. Семиотический аспект предполагает, что исследователь, приступающ ...
Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.