Дидактические игры являются одним из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.
Что дает малышу игра? Прежде всего, она доставляетребенку удовольствие,радость.
Одновременно происходит его обучение и развитие, незаметно, без насилия над малышом, в интересной для него форме. Дидактическая игра имеет универсальное значение для развития ребенка. Через игру дети развиваются физически, умственно, эмоционально, приобретают жизненный опыт, навыки поведения, культурно-гигиенические навыки.
Особенно эффективны дидактические игры для умственного развития. Играя, ребенок прочно усваивает сведения об окружающих его предметах и явлениях, о свойствах различных предметов (цвет, форма, величина и др.), о назначении предметов и особенностях их использования. Малыш группирует предметы по различным признакам, а также усваивает навыки действий с ними.
Дидактические игры развивают восприятие ребенком окружающего мира, тренируют память, учат концентрировать внимание, развивают мышление и речь, образное воображение.
Дидактическая игра имеет определенное значение в нравственном воспитании детей. Прежде всего, дети осваивают навыки социального поведения. Вырабатывается умение общаться со сверстниками и действовать в их среде. Игра формирует бережное отношение к игрушкам, вещам. У детей формируется интерес к труду взрослых, желание им помогать, сочувствие к людям.
Игра учит ребенка быть более сдержанным, организованным, достигать положительного результата и радоваться этому.
В играх в группах раннего возраста используется следующий дидактический материал: игрушки, предметы, картинки. Этот материал должен быть аккуратным, привлекательным, художественным. Только тогда дидактическая игра будет служить целям эстетического воспитания. Художественному воспитанию, а именно, формированию умения воспринимать прекрасное, способствуют музыка, песенки, стихи, которые часто сопровождают игровые действия детей.
Наконец, в дидактической игре ребенок развивается физически. Многие дидактические игры в раннем детстве тесно связаны с движением. Это движения рук, пальцев в играх с матрешкой, пирамидкой, строительным материалом. В игре ребенок может ходить или бегать. Для этого используются подвижно-дидактические игры.
Дидактическая игра развивает глазомер, координацию движений.
Сложная, и в то же время радостная для ребенка деятельность - игра имеет неоценимое значение в его всестороннем развитии и обучении.
Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех её участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.
Не следует забывать игры, закрепляющие знания общественного характера, интерес детей к событиям общественной жизни,- “Кто работает ночью”, “Путешествия”, “Расскажи, кто сделал эти предметы” и др.
По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1-3 мин) упражнения в подборе слова, например: “Кто больше увидит и назовет?”, “Выдели и назови части в целом”, “Кто больше назовет предметов круглой (прямоугольной, овальной) формы?”, словесные игры на классификацию предметов и др. Загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах.
Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех ...
Научно-исследовательская работа
Преддипломная педагогическая практика занимает важное место в научно-исследовательской работе будущих инженеров педагогов. Она создает условия для практического применения знаний по специальным предметам, по всем психолого-педагогическим дисциплинам. Во время практики присутствовали две формы НИРС. ...
Бессюжетные народные подвижные игры
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетн ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.