Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Педагогика » Особенности методики обучения решению текстовых задач с помощью составления уравнений в 5-6 классах » Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Страница 1

Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом.

Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.

В курсе математики 5 – 9 классов рассматриваются два основных способа решения текстовых задач: арифметический и алгебраический. Арифметический способ состоит в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата. Алгебраический способ основан на использовании уравнений, составляемых при решении задач.

Остановимся на некоторых основных вопросах пропедевтической работы по составлению уравнений при решении текстовых задач.

Такая работа в основном осуществляется в 5 – 6 классах, хотя простейшие задачи уже решались этим методом в 1 – 4 классах.

Здесь можно выделить два основных этапа. На первом задача учителя состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать у учащихся некоторые важные общеучебные и математические навыки. На втором этапе основное внимание должно быть уделено выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучению переводу этих зависимостей на математический язык. Остановимся на каждом этапе подробнее.

Первый этап пропедевтики.

К наиболее важным умениям, которые необходимо сформировать у учащихся на этом этапе изучения текстовых задач, относятся следующие:

умение внимательно читать текст задачи,

умение проводить первичный анализ текста задачи – выделять условие и вопрос задачи,

умение оформлять краткую запись текста задачи,

умение выполнять чертежи (рисунки) по тексту задачи.

В методике обучения математике разработаны соответствующие приемы работы учителя по формированию выделенных умений (З.П. Матушкина).

Приемы, формирующие умение читать текст задачи:

показ образцов правильного чтения задачи;

проведение специальной работы над текстом задачи по усвоению ее содержания. Здесь имеется ввиду различные формы предъявления задачи: текстом, краткой записью текста, рисунком. Сюда включаются также приемы работы над условием содержания задачи: изменение числовых данных задачи; изменение сюжета задачи; изменение сюжета и числовых данных задачи.

Приемы, формирующие умения выделять условие и вопрос задачи:

выявление роли вопроса в нахождении способа решения задачи; обращение внимания на точность, ясность формулировки вопроса задачи; переформулировка вопроса задачи.

Этот прием направлен на воспитание у учащихся потребности выделять условие и вопрос задачи;

формулирование одного или нескольких вопросов к условию задачи;

нахождение необходимых данных для ответа на вопрос задачи;

составление задачи по вопросу; формулирование одной или нескольких задач по данному вопросу.

Приемы обучения оформлению краткой записи текста задачи:

оформление краткой записи в виде таблицы, схемы;

оформление краткой записи в строку (столбец);

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Сюжетные народные подвижные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливост ...

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ
Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили: Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его собл ...

Реализация контрольно-диагностической функции
Итак, контрольно-диагностическая функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Руководство методической работой в детском саду осуществляет заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе (старший воспитатель ил ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru