Каждый из базовых профильных курсов должен отражать: представления о состоянии и перспективах развития теории и практики в данной области трудовой деятельности; спектр траекторий получения профессионального образования, особенности этого образования; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников в профильном обучении; возможности дополнительного образования, информационного обеспечения расширения представлений о профессиональной деятельности людей в русле выбранного профиля обучения; состояние рынка труда и занятости.
Решение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной сети территорий, при этом каждая школа должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической ситуацией территории; однако системе муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития.
Рассмотрим типичные точки зрения на вопрос эффективности профильного обучения.
Полный перечень критериев эффективности профильного обучения учащихся старших классов включает в себя оценки владение учащимися знаниями, сформированности у учащихся умений, сформированности мотивационно-ценностных ориентаций учащихся.
Организационно-педагогические условия предполагают, что эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе. Следовательно, введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов. Основным в этом случае является использование проблемно-исследовательских ситуаций, основанных на тематике профиля обучения.
Таким образом, эффективность воспитательно-образовательного процесса должна определяться не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности. В связи с этим главнейшей профессиональной задачей учителя и преподавателя профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся. Образовательная среда может быть представлена как полигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале.
Система методов оценки эффективности методического обеспечения с учетом комплекса организационно-педагогических условий, как правило, включает в себя тестирование учащихся и учителей профильных классов; проведение диагностических контрольных работ; метод экспертных оценок; наблюдение; изучение документации и продуктов различных видов деятельности учащихся и учителей.
В СОШ №42 в оценку входят так же такие критерии как количество и качество исследовательских проектов, представленных на городскую и краевую конференцию «Эврика»; количество учителей, освоивших технику презентации; количество учителей, обученных методике проектной деятельности; количество учащихся, вовлеченных в коллективные творческие дела и проектную деятельность; качество школьной воспитательной среды в результате осуществления программы развития (по результатам анкетирования учащихся и их родителей).
Вместе с тем практика показывает, что потребность в обосновании критериев анализа эффективности реализации проекта профильного обучения в старшей школе по-прежнему до конца не удовлетворена. Чтобы оценить эффективность профильного обучения в конкретном образовательном учреждении необходимо разработать систему индикаторов (показателей), соответствующих внутришкольным и внешним (социальным) критериям эффективности профильного обучения; выявить недостатки в организации мониторинга и оценки, наметить пути коррекции.
На современном этапе развития общество предъявляет сегодня школе новые требования. Будущие успехи человека, реализация его творческих способностей неразрывно связаны с образованием, которое он получил.
Социально-педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания. Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают п ...
Звуковые средства в семейном воспитании
Звуковые средства обучения наряду с телевидением и компьютером можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения в практике семейного воспитания. В настоящее время в продаже имеется большое количество обучающих аудиокассет и CD дисков для использования в воспитательном про ...
Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и
структура
Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы. Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправлен ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.