Цели дошкольной педагогики – всестороннее развитие личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей дошкольников. Дидактика дошкольной педагогики рассматривает формирование математических представлений у детей как важный элемент их умственного развития. Методика их формирования призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Актуальность исследования. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой.
Различными аспектами преемственности в образовании занимались многие отечественные ученые - философы, психологи, педагоги: Г.Н. Александров, А.С. Арсеньев, В.Г. Афанасьев, Э.А. Балле, Е.Н. Водовозов, Ш.И. Ганелин, С.М. Угодник, Б.М. Кедров, А.А. Кыверялг, А.М. Леушина, Б.Т.Лихачев, А.А. Люблинская, В.Д. Путилин, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.
Противоречие между необходимостью создания целостной системы подготовки детей к школе и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса, обуславливает актуальность выбранной нами проблемы исследования, общепедагогическое и практическое значение которой и необходимость ее решения определили выбор темы нашего исследования: Осуществление преемственности между дошкольным и начальным образовательными звеньями (на материале математики).
Объект исследования: преемственность в обучении математики между дошкольным и начальным звеньями обучения.
Предмет исследования: комплекс заданий в обучении математике направленный на реализацию преемственности.
Цель исследования: разработать систему дидактических игр для реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями обучения.
Цель и предмет определили следующие задачи исследования:
Проанализировать научно- методическую литературу по теме исследования.
Выявить педагогические аспекты математического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выделить проблемы преемственности дошкольного и начального школьного математического воспитания.
Изучить, проанализировать дидактические игры для развития математических представлений старших дошкольников.
Разработать план работы по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников через систему развивающих игр.
Гипотеза исследования: преемственность математического воспитания ДОУ и начальной школой будет эффективным, если:
- усвоение опыта старшим дошкольником организуется в рамках ведущей для данного возраста деятельности - игре;
- его научно-методическое обеспечение представлено как совокупность: авторской программы, системы различных видов игр и игровых упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребенка в математическом воспитании к школьному обучению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, моделирование, сравнение.
Научность исследования состоит в том, что разработан план работы по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников через систему развивающих игр.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование педагогической подготовки усвоения детьми математических представлений; анализ программы по математическому воспитанию дошкольников и младших школьников - дает возможность разработать комплексный план дидактических игр, по развитию математических представлений старших дошкольников, позволяющее целенаправленно осуществлять преемственность между дошкольным и начальным звеньями обучения в математическом воспитании.
дидактический преемственность обучение математика
Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...
Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения
детского сада № 9 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек. Имеется спортивный и тренажерн ...
Социально-психологическая основа воспитания ребенка с дефектом
Всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок есть прежде всего особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше вс ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.