Общие положения методики развития речи на уроках русского языка

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Общие положения методики развития речи на уроках русского языка

Страница 2

Обучение различным видам речевой деятельности. Данное направление подразделяется на обучение слушанию, чтению и устной и письменной речи (связная речь).

«Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащего текста и коммуникативное взаимодействие собеседников. Умение слушать – одно из самых социально значимых и одновременно наиболее сложных коммуникативных умений». Оно выступает в качестве источника получения информации с целью обогащения знаниями, повышения культурного уровня; средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей, а также выполняет регулятивную функцию, так как полученные в процессе слушания инструкции определяют действия ученика. Психологи выделяют три вида слушания как процесса: глобальное, детальное, критическое. Главная задача человека при глобальном слушании – определить основной предмет речи, понять общий смысл высказывания адресанта. Подробности здесь не настолько значимы по сравнению с другими видами, поэтому слушающий их опускает. Детальное слушание предполагает восприятие текста по блокам, разграничение основных смысловых единиц. Человеку необходимы такие навыки, чтобы уметь выделять тезисную структуру текста. Третий вид – критическое слушание. Здесь мы должны говорить не только об усвоении смысловых единиц текста, но возможности ученика выразить собственную точку зрения, оспорить или согласиться с главными положениями автора.

Т. А. Ладыженская выделяет следующие виды работ по развитию умения слушать:

- повторение учащимися высказанной учителем установки

задания;

- запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.;

- запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.;

- составление набросков плана, более или менее развернутых, -в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы, пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;

- конспектирование, составление тезисов;

- кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.);

- многократное прослушивание магнитофонной записи, грампластинки и т.д., предполагающее критическое осмысление услышанного.

«Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие письменного текста и взаимодействие автора и читателя».

А. Э. Мильчиным рассматриваются несколько видов чтения: сквозное, выборочное, справочное, беглое, детальное. При сквозном чтении ученик последовательно изучает содержание текста, не пропуская ничего. Главной особенностью выборочного чтения является его направленность на поиски определенной информации, что заставляет человека целенаправленно отбрасывать информацию в тексте, не представляющую значимости на данный момент. Справочное чтение выбирается тогда, когда ученику нужно усвоить знание справочного характера, позволяющее осуществлять какую-либо иную деятельность. Беглое чтение – это способ работы с текстом, который необходим при повторном изучении материала. Детальное чтение – информативное чтение, требующее тщательной проработки материала и его анализа с установкой на полное понимание и сохранение в долговременной памяти.

Особое значение в онтогенезе ребенка приобретает развитие связной речи. Под связной речью следует понимать не только сам процесс говорения, но и сам акт коммуникации (выступление, доклад, диалог, реферат). Работа в этом направлении представляется методистам основной задачей школьного образования.

В методическом пособии М.Т. Баранова приводятся следующие задания на развитие связной речи школьников.

Задания аналитического характера по готовому тексту. Задания такого плана предполагают, что ученик должен устно или письменно раскрыть основную авторскую мысль, сопоставить мысль автора и мысль критика.

Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Выполняя подобные упражнения, учащийся создает элементы нового текста на базе уже существующего: подбирает эпиграф, составляет композиционную схему текста.

Задания на переработку готового текста. Здесь ученику необходимо выполнить работу редактора: устранить речевые недочеты, ввести в текст цитаты или собственные мысли.

Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Школьнику требуется изложить содержание текста, записать услышанное.

Задания, требующие создания своего текста. Здесь ученику необходимо использовать свой речевой арсенал, чтобы воплотить в тексте самостоятельную мысль: написать статью, описать научные наблюдения, подготовить доклад на определенную тему.

Задания пятой группы представляют собой сочинения разной степени сложности, о которых мы должны сказать отдельно.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Сравнительный анализ фразеологизмов английского языка с именами собственными с их эквивалентами в русском языке
Фразеологические единицы, в состав которых входят библеизмы такого вида существуют в языках всех стран, история которых в той или иной мере связана с христианством. Однако никакой другой язык не испытал на себе такого заметного влияния Библии, как английский. В течение столетий Библия была наиболее ...

Валидность исследования
“Лишь в истине – и цель,и красота” И.Бунин Валидность исследования была определена Куком (Cook) и Кэмпбеллом (Campbell) в 1979 году как наилучшая из имеющихся апроксимаций истинных высказываний, включая высказывания затрагивающие причинно-следственные связи. Данное определение относится к установле ...

Сущность нравственного воспитания
Моральные кaчествa человека, их основа закладываются еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нрaвственное рaзвитие детей. Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования повед ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru