Бессознательное и сознательное

Педагогика » Интуиция педагога » Бессознательное и сознательное

Страница 1

История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного.

В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательное».

В психологии считается, что бессознательное – психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Среди исследователей, пытавшихся понять человеческую душу и мышление и признающих некие скрытые силы, недоступные для непосредственного наблюдения, связывавших эти явления с бессознательным можно отметить Платона, Декарта, Ницше, Жане, Месмера, Шарко. Ими были разработаны концепции, в которых определялась роль бессознательного. Но в этих концепциях бессознательное чаще всего проявляется в статичном и пассивном виде как продолжение сознательного.

З. Фрейд отмечал в бессознательном такие качества, как активность и динамичность В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.

Анализ психологической литературы показал, что в общей психологии представлены такие типы бессознательного как:

* «предсознание», автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически);

* бессознательные явления личности, состоящие из трех классов – неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.);

* особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.);

* так называемые, «надсознательные» процессы – высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.

Механизм работы бессознательного состоит в том, что некие импульсы, оказывающие давление в направлении сознания, сдерживаются цензурой, которая располагается между бессознательным и предсознанием.

Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д., может проявляться как в коллективной, так и в личностной области психики. Так, К. Юнг придавал коллективному бессознательному центральное место в структуре личности.

К интуиции направлено внимание философов, психологов, математиков, педагогов.

В философии Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.

В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Взаимодействие между учащимися
Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без н ...

Состояние и необходимость модернизации российской системы образования
Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принцип ...

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста
По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобрет ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru