Взаимосвязь психики и сознания

Педагогика » Интуиция педагога » Взаимосвязь психики и сознания

Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью

Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков личности человека с учетом уровней его сознания и возможностей его бессознательного, в процессе которого происходит осознание воспитанниками требуемых норм и правил, переход знаний в убеждения, которыми руководствуется воспитанник и формированием чувств. Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизнедеятельности и обществе.

Интересной областью формирования и развития интуиции в педагогической деятельности будет психологическая перестройка сознания педагога: условия и процесс изменения; методы её стимулирования и развития.

Второй элемент – творческий поиск, построенный на обновлении, дополнении и совершенствовании субъектного опыта педагога.

Третий элемент – методы стимулирования и развития интуиции: развитие самоактуализации; работа с убеждениями; развитие эмпатических способностей и эмпатии.

Процесс психологической перестройки педагога может идти по следующим стадиям: I – формирование проблемного мышления; II – творческий поиск; III – освоение закрепленного опыта.

Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.

По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.

Среди методик, направленных на определение уровней интуиции, её проявлений, можно назвать следующие: «Изучение эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика определения психосоматических расстройств «Торонтскаяалекситемическая шкала» (ТАШ); модификационный вариант самоактуализационного теста (А.Д. Барбитова): «Экологичность убеждений» (А. Элис); анкета «Насколько вы чувствительны?» (С.Дэйл) и др.

Рассмотрев тему «Интуиция педагога», можно сделать некоторые выводы.

Интуиция является необходимой частью педагогической деятельности.

Изучение особенностей интуиции направлено на обогащение педагогической практики знаниями о возможностях ее использования в педагогической деятельности.

Использование интуитивного подхода, основным элементом которого является интуиция, открывает еще одну область, в которой педагог может найти многие ответы на вопросы по решению проблем повышения эффективности образовательного процесса, личностного развития и профессионального роста.

Для того, чтобы способствовать профессиональному росту педагога, необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.

Смотрите также:

Организационные формы обучения
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, ...

Сущность нравственного воспитания
Моральные кaчествa человека, их основа закладываются еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нрaвственное рaзвитие детей. Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования повед ...

Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей среднего дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, А.В ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru