Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:
– федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различных уровня и направленности, а также программ профессиональной подготовки;
– организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
– органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
– организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
– объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Система образования Российской Федерации создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.
В рамках системы образования осуществляются дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование, высшее образование, подготовка научных кадров, а также дополнительное образование детей и взрослых, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
В системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:
1) дошкольное образование:
– дошкольное образование;
2) общее образование:
– начальное общее образование;
– основное общее образование;
– cреднее общее образование;
3) среднее профессиональное образование:
– подготовка квалифицированных рабочих;
– подготовка специалистов среднего звена;
4) высшее образование:
– бакалавриат;
– магистратура, подготовка специалиста;
– подготовка научно-педагогических кадров.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования:
1. В Российской Федерации по уровням образования устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение которых обязательно при реализации основных образовательных программ в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в дошкольных образовательных организациях.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования, а также стандарты, устанавливаемые университетами, обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;
3) вариативность содержания образования (основных образовательных программ) соответствующего уровня;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;
5) признание документов иностранных государств об образовании.
4. Требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования должны обеспечивать возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, их профессиональной ориентации и вида образовательной организации.
5. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования могут устанавливаться требования к структуре основной образовательной программы и результатам ее освоения на базовом и повышенном (профильном) уровнях.
Основные виды нарушения развития и психолого-педагогическая характеристика
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адек ...
Развитие методики преподавания математики в России во второй половине XIX —
начале XX века
Исследователем А.В. Ланковым установлено: «Во второй четверти XIX века произошли резкие изменения в соотношении крепостного и вольнонаёмного труда, вызванные ростом промышленности и рабочего класса. Крепостническое производство вытесняется производством капиталистическим. В недрах крепостного хозяй ...
Социально-педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания. Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают п ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.