Остановимся еще на особенностях движения по исследовательскому пути, на самых первых его ступенях (в частности, при определении проблемы и темы исследования) и раскроем некоторые личностные аспекты этого движения. Всякое исследование начинается с постановки проблемы, с ответа на вопрос, что надо изучить, чтобы заполнить белые пятна в науке. В постановке проблемы в области педагогики исследователь чаще всего идет от практики, от ее потребностей, от современных проблем воспитания и образования. Но на этом он не может остановиться и сразу обозначить свою узкую проблему (чаще всего как тему исследования). На наш взгляд, это движение фиксируется на трех уровнях, И на каждом из них реализуется какое-то личностное отношение, личностные качества исследователя.
Первый уровень – это социальная ситуация общественной жизни, место в ней воспитательно-образовательных проблем. В наши дни появилось какая-то мода рисовать мрачную картину общественных противоречий, не видеть никакого просвета в этой современной ситуации, в том числе и в сфере воспитания и образования. Нередко, как бы на основе этой мрачной картины, формулируется совершенно узкая проблема исследования, и при этом совершенно непонятно, как данная узкая исследовательская проблема разрешит эти вопиющие противоречия общественного развития.
Поэтому на первом этапе, когда в более или менее общем плане дается характеристика социальной ситуации, необходимо также соблюдать требования диагностики, а следовательно, точно выделять в этой ситуации тот план, который связан с вашей проблемой исследователя, и сдержанно и доказательно его представлять.
Так, если ваша проблема выходит на проблему ценностей поколений, то можно говорить об известных расхождениях в этой проблеме, если речь идет об отношении к образованию, но опять-таки нужна доказательность в этих характеристиках и т. д. И сразу надо переходить ко второму, более конкретному, уровню движения к вашей проблеме, когда определяется сама сущность проблемы и дается доказательный ответ на вопрос о его исследованности в науке и о том, что же осталось за пределами выполненных исследований, и насколько важно закрыть эти “белые пятна”. Здесь, на этом уровне, исследователь диагностирует степень и содержательное наполнение данной проблемы, стремясь доказательно включить свое исследование в это общее пространство.
И, наконец, на третьем уровне точно определяются тема, цель, задачи и особенно объект исследования как пространство научных потоков. Третий этап – это полная конкретность и доказательность значимости нашего исследования, которое определяется раскрытием, в виде прогноза, основного его содержания.
В целом, в этом движении от первого к третьему уровню определения пространства собственного исследования, диагностические аспекты постоянно проявляют себя и как “диагностика познания”, и как диагностика состояния научного знания по данной проблеме, и как диагностика значимости собственного исследования.
И это не противоречит определению понятия диагностики как измерения, ибо здесь также имеет место измерение, но уже в своих качественных характеристиках.
Таковы возможные связи личностных аспектов исследовательской деятельности и во всем богатстве проявления личности (и даже индивидуальности) исследователя, и исследовательских процедур. Остановимся на более частных сторонах процедуры исследования, которые связаны с самим процессом его проведения и, в частности, отношениях исследователя и испытуемых, ибо психолого-педагогические науки обычно имеют в качестве испытуемых детей, подростков, взрослых, так или иначе включенных в среду воспитания.
Важным моментом является этический аспект исследования. В этическом кодексе Американской психологической ассоциации (American Psychological Association) представлен ряд моральных правил проведения исследования. Прежде всего, в них говорится о том, что решение провести исследование должно базироваться на оценке вклада, который оно может внести в психологию и человеческое благосостояние. Иногда возникают противоречия между предполагаемым вкладом исследования и его ценностью. Исследователи должны проводить исследование, уважая испытуемых, которые участвуют в эксперименте. Исследователь должен обеспечить психофизическое благополучие испытуемых, участвующих в эксперименте. Кроме того, при планировании исследования исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость и соблюдение мер предосторожности, защищающих права испытуемых. Исследователь должен сообщить участникам исследования об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в исследовании.
Какой быть системе образования в Республике Казахстан
Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству . Каки ...
Понятие преемственности
Понятию преемственность дается множество определений, приведем несколько из них: Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный ...
Социально-педагогический подход в системе клубов по
месту жительства
Подход - это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, котор ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.