Принципы формирования графического навыка

Педагогика » Обучение младших школьников чистописанию » Принципы формирования графического навыка

На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее владеть алгоритмом письма; на третьем – писать буквы; на четвертом – целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся. Следует значительное внимание уделить тем недостаткам, которые довольно часто встречаются в практике при поступлении в школу:

а) за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут буквально «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;

г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу;

д) голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

Систематическое нарушение этих правил, делаясь привычным, причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма. При чрезмерном сгибании корпуса сдавливается грудная клетка и брюшная полость, затрудняется дыхание и кровообращение. На практике в силу привычки такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости. Одновременно вследствие перемещения центра тяжести корпуса вперед излишне напрягаются мышцы туловища. Это вызывает напрасную трату энергии и быстрое утомление во время письма. При слишком низком наклоне головы в ее затылочной части затрудняется кровообращение, вызывая тем самым прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и содействуют развитию близорукости.

Потому крайне важно, начиная с первых уроков, следить за правильной посадкой, правильным обращением с орудиями письма. На всем протяжении формирования графического навыка следует не забывать о санитарно-гигиенических правилах и уделять им самое пристальное внимание.

При управлении обучением необходимо дать учащимся полный набор ориентиров, необходимых для правильного выполнения действия. С этой целью важно:

а) Проанализировать образец продукта, то есть обратить внимание, выделить все мелкие элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

б) Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

в) Проанализировать способ выполнения действия и условия: ученику предстоит одновременно держать в сознании до 14 мелких задач: посадка на стуле; положение корпуса (спина); положение ног (точка опоры); расстояние от глаз до тетради; положение рук на столе относительно корпуса; положение правой руки (локоть свисает с края своей косточкой, т.е. на 1-2 сантиметра); положение левой руки (при письме в верхней части листа ладонью поддерживаем снизу, при письме в нижней части – сверху); положение тетради на столе; положение плеч; положение головы относительно корпуса (не должно быть сильного наклона вправо или влево); отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса; правильное распределение усилия на ручку и ручкой на тетрадь; положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо; расположение букв относительно туловища (буквы направляем к середине груди).

Поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень свободно скользил по строке, а линии рабочей строки не должны быть слишком яркими или слишком бледными; ручка должна быть облегченной, на месте прихватывания пальчиками иметь горизонтальные насечки, что не позволит пальцам сползать при письме к самому кончику стержня, или иметь резиновое покрытие со специальными углублениями для пальчиков. Кончик стержня должен быть удлиненным и достаточно выступать из ручки.

Смотрите также:

Сущность понятия «критическое мышление»
Мышление – это взаимодействие субъекта с объективным миром, это взаимодействие с познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, начинающая с проблемной ситуации, это взаимодействие с объективированной в слове системой знания. Мышление — высшая форма отраж ...

Авторитет тренера в команде
Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека. Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной де ...

Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор); курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru