На рубеже двух тысячелетий в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное научно-педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающихся неповторимостью, оригинальностью.
В наше время, когда всюду используются компьютеры, люди перестали не только общаться, но и грамотно и красиво писать. Поэтому проблема письма актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто.
Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Развитие творчества младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, следовательно в соответствующей подготовке учителей начальных классов.
Целью нашей работы является исследование методик обучения младших школьников чистописанию, т.е. обучения красивому, четкому письму и применение их на практике.
Задачи:
1) Изучить методику и приемы формирования каллиграфических навыков школьников.
2) Апробировать приобретенные знания на практике.
3) Провести опытно-экспериментальную работу.
4) Убедиться в верности выдвинутой нами гипотезы.
Гипотеза:
Если при обучении школьников чистописанию не формально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития навыков письма; если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников и т.п., то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся.
Предмет исследования – приемы формирования каллиграфических навыков учащихся начальной школы.
Объект исследования – процесс обучения школьников достаточно скорому, удобочитаемому и каллиграфически правильному письму.
В работе мы рассмотрим следующие вопросы:
1) Как научить ребенка грамотно писать.
2) Особенности обучения чистописанию во 2-3 классах.
3) Универсальные прописи и работа с ними.
4) Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка.
5) Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию.
Методы исследования
Методика русского языка – прикладная наука, в ней большую роль играет практика.
Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические.
В процессе исследовательской деятельности они, как правило, используются в единстве, тесно переплетаются.
Были использованы следующие теоретические методы:
1) изучение методологических основ методики обучения чистописанию;
2) изучение «истории вопроса», т.е. опыта дореволюционной и советской школы
3) изучение вопросов современного науковедения.
Эмпирические методы:
1) изучение опыта учителей – как правило, массового опыта;
2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения
3) эксперимент.
Практическая значимость заключается в следующем: методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи – как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» - обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.
Изученные нами приемы формирования каллиграфических навыков детей – и с помощью изучения учебной литературой, и путем исследования передового педагогического опыта через специальные издания периодической печати – помогут нам в предстоящей работе учителя начальных классов организовать полноценное обучение.
Требования к уровню подготовки выпускников
по теме «Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации» Ученик должен знать/понимать единицы измерения количества и скорости передачи информации; уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранени ...
Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся
Решение проблемы успешного учения – в развитии индивидуального стиля учения. Деятельность человека является комплексной и не сводится только к врожденным или алгоритмическим процессам. Когнитивные структуры психики подвижны и зависят от многих факторов. Когнитивный стиль – это результат взаимодейст ...
Общие положения методики проведения словарной работы на уроках русского
языка
Поскольку тема нашего исследования связана с изучением особенностей словарной работы на уроке сочинения, то прежде чем перейти к самому анализу способов обогащения лексикона учащихся, необходимо остановиться на некоторых методических разработках, осуществленных в данной области. Необходимость попол ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.