нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности.
по мнению Т.И. Пониманской «социальные условия определяют содержание и направление воспитания».
«содержание нравственного воспитания всегда объективно задано требованиями общества, это своего рода социальный заказ всем институтам воспитания: детскому саду, школе, вузу. для того, чтобы осуществлять качественную подготовку выпускника детского сада, школы, вуза, педагогам необходимо знать методологические основы нравственного воспитания».
Проанализировав педагогическую литературу по проблеме исследования, установили, что в педагогике существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М нравственное воспитание понимается как «формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения».
В словаре терминов «Дошкольное образование» нравственное воспитание рассматривается как «одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».
С.А Козлова и Т.А Куликова считают, что «нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
В.Г. Нечаева определяет «нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка».
В.А.Сластенин рассматривает понятие «нравственность» как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».
Таким образом, нравственность - это свойство человека, базирующееся на знаниях норм морали, которое проявляется в отношении человека к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности, а нравственное воспитание следует рассматривать как:
- целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек,
- процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества, усвоения нравственных норм;
- процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.
Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...
Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков младших
школьников при изучении законов и свойств арифметических действий
Мы проводили эксперимент на базе 2 класса МОУ Стеженская СОШ Алексеевского района Волгоградской области (программа «Школа России»). Суть эксперимента заключалась в том, чтобы практически проверить выдвинутую нами гипотезу, а именно, если при изучении законов и свойств арифметических действий исполь ...
Взаимодействие между учащимся и предметом изучения
Первый вид — это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень под ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.