С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает «появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих».
Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.
Содержание нравственного воспитания дошкольников в программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» определено как «воспитание любви к Родине, людям, уважения к ним и их труду, начал коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности».
По мнению С.А.Козловой, в дошкольном образовательном учреждении должны решаться две группы задач нравственного воспитания. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования механизма нравственного становления личности: формирование нравственных представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными в обществе нравственными качествами.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников в педагогике объединены в несколько групп:
- художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др.), которые эффективно используются при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Особое место уделяется устному народному творчеству.
- природа, как главное средство воспитания гуманных чувств и поведения;
- общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
- собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. В деятельность детей включено знакомство с русскими народными играми, обычаями, обрядами, праздниками и традициями русского народа, знакомство с различными жанрами народного творчества.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственное развитие ребенка. Понятие нравственного развития включает в себя два компонента: воспитание нравственных качеств и формирование нравственного поведения.
Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного воспитания?
Современная система народных праздников это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой в дошкольных образовательных учреждениях. Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая, рекреативно - оздоровительная) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста. В каждом празднике, который представляет собой педагогическую систему, выражены закономерности народной педагогики как науки о воспитании детей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия. Праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации детей. Общение детей и взрослых в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения детей к духовным ценностям русского народа, служит формированию у детей национальной гордости, патриотизма. Именно такая педагогическая функция определяет их место в системе воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Урок как основная форма организации обучения в школе
Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение но ...
Общие сведения о перспективе
Перспектива (фр. perspective от лат. Perspicio - ясно вижу) - 1. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя); 2. Способ изображения объемных тел, перед ...
Анализ программы дошкольного образования
В программах дошкольного образования большое внимание уделяется элементам этнопедагогики. в ходе исследования была проанализирована программа «детство» т.и. бабаевой, а.г. гогоберидзе, з.а. михайловой. Цель исследования: выявить использование элементов этнопедагогики в реализации программ дошкольно ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.