Сколько в нас кремния

Наше обычное равнодушие к горным породам и кирпичам, которому способствует традиционное размежевание между неорганической и органической химией (а также теория витализма), обусловливает игнорирование возможностей роли кремния в живых организмах. Таким образом, 12% (или около этого) SiO2, обнаруженного в золе после сгорания соломы, длительное время считали случайным загрязнением от силикатов в почве. В действительности кремний играет более активную роль в жизни растений и животных. Ваннагат отмечает, что содержание кремния в живых организмах уменьшается с ростом «сложности» организма: отношение кремния к углероду составляет 250:1 в земной коре, 15:1 – черноземе, 1:1 – в планктоне, 1:100 в папоротнике (мужском) и 1:5000 – у млекопитающих. Может создаться впечатление, что содержание кремния в живых организмах незначительно, однако общее количество кремния, которое содержится в 1012 тоннах живых организмов на земле (если преобразовать в кварцевый песок и погрузить в вагоны), составило бы подвижной состав, который пять раз опоясал бы экватор! Такое игнорировать нельзя.

В организме человека содержится обычно только 10-15 г кремния, который можно было бы рассматривать как случайный остаток растворенной в воде кремниевой кислоты и вдыхаемой нами силикатной пыли. Тем не менее, большее количество кремния в волосах и ногтях наталкивает на мысль, что кремний должен быть связан с их ростом. Оказалось, что это соответствует действительности. Например, русская фармацевтическая целебная мазь, основанная на азотистом циклическом органическом эфире кремния, вызвала рост волос у молодых людей, которые лишились их вследствие хронической болезни. Аналогичный препарат, введенный морским свинкам, вызвал рост волосяного покрова у этих грызунов на 13 см.

Возможно, именно это поможет ответить на вопрос, почему человекообразные обезьяны, которые попали в неволю, теряют свой волосяной покров зимой и жадно едят глину или суглинок весной, чтобы восстановить его (возможно именно поэтому собаки иногда едят траву). Все это еще ждет исчерпывающего объяснения.

Зависимость между кремнием и формированием скелета также «окутана таинственностью», но в то же время известно, что при переломах костей происходит 50-кратное увеличение содержания кремния в соединительной ткани вокруг места перелома. Кремний служит структурным элементом вокруг соединительной ткани, связывая макромолекулы мукополисахаридов и коллагена, играет существенную роль в метаболизме многих растений и морских организмов, оказывает влияние на скорость минерализации и мешает возникновению атеросклероза.

Соединения кремния относятся к токсичным веществам: вдыхание мельчайших частиц пыли диоксида кремния и других соединений кремния (например, асбеста) вызывает опасную профессиональную болезнь – силикоз.

Внесение в почву кремния в виде силиката натрия повышает усвоение фосфатов из бедных ими почв.

Применение кремния во многом определяется его полупроводниковыми свойствами, что широко используется в электронике; приборы на его основе работают при температурах до 200° С; кремний используют для изготовления интегральных схем, диодов, транзисторов, солнечных батарей, фотоприемников, детекторов частиц в ядерной физике и других областях; из кремния также готовя линзы в приборах инфракрасной техники. В металлургии кремний применяют в качестве восстановителя, при производстве ферросилиция, для раскисления (удаления растворенного в расплавленных металлах кислорода); кремний является компонентом электротехнических и других сортов стали, чугунов, бронзы, силуминов; большое количество кремния и его производных расходуется на получение кремнийорганических соединений и силицидов ряда металлов; α-SiH применяют для изготовления солнечных батарей, полевых транзисторов и других изделий. Кремний в виде силикатов находит широкое применение в строительстве – цемент, кирпич, оконное стекло, фарфор и т.д., что было описано выше.

Смотрите также:

Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В р ...

Структура и направленность социально-педагогической деятельности
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются: определение цели и задач деятельности; определение субъекта и объекта деятельности; определение содержания деятельности; выбор методов и технологий рабо ...

Психологические основы воспитания и обучения глухонемого ребенка
Глухонемой ребенок физически гораздо более приспособлен, чем слепой. Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как зрительный феномен. Звуки в системе природы играют меньшую роль. С биологической стороны глухота должна составлять неизмеримо меньший недостаток, чем слепота. Так оно в д ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru