Концепция модернизации российского образования, исходя из стратегического направления развития мировой педагогики и человеческого сообщества, определяет современную цель образования как формирование умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Формирование указанных качеств означает становление человеческой личности с момента самого первого осознания ребенком себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте не будут заложены основы подлинных человеческих ценностей и личностных качеств, то вряд ли можно гарантировать их становление и в последующие годы жизни. Не случайно ведущие психологические теории современности придают такое существенное значение детству как особому периоду в становлении личности. Особую ценность в современном мире имеет умение решать проблемные, творческие задачи, но именно возраст с 6 до 12 лет является наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для развития этого умения. Ведущая роль в обеспечении передачи детям и молодежи как исторически сложившихся ценностей, так и ценностей, складывающихся в обществе сегодня, отводится педагогу.
Идея формирования свободной творческой конструктивной личности нашла своё наилучшее воплощение в концепции личностно-ориентированного обучения, признаваемой сегодня ведущим направлением развития системы образования России. Однако резкая смена основных ориентиров общественного развития привела к возникновению неоднократных попыток педагогов рассматривать личностно-ориентированное обучение как свободный и не организуемый взрослыми процесс саморазвёртывания личностного потенциала ребёнка, полностью отданного в жертву его непостоянным интересам и ничтожному опыту. Реализация таких идей на практике приводила к падению качества образования. Оказалось, прежде чем предоставить ребёнку свободу выбора, нужно его научить конструктивно выбирать: ставить цели, определять промежуточные задачи, анализировать и подбирать оптимальные средства решения задач и реализации цели, оценивать результаты достигнутого. Но и учить этому по-прежнему авторитарно тоже нельзя. Целостной технологии личностно-ориентированного обучения, решающей названные проблемы, на сегодняшний день нет, а само личностно-ориентированное обучение представлено лишь как парадигма, концепция.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Воспитание |
целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями |
2 |
Воспитанность |
свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе |
3 |
Метапредметное эвристическое образование |
образование, к которому относится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др. |
4 |
Образование |
целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов |
5 |
Образовательная среда |
среда обеспечивающая условия для создания каждым учеником собственного содержания образования. |
6 |
Образовательный продукт |
продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта. |
7 |
Предметное образование |
базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами. |
8 |
Самовоспитание |
процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. |
9 |
Самоопределение |
представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни. |
10 |
Содержание образования |
система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду |
11 |
Содержание учебного материала |
та система знаний и способов деятельности, которая предлагается будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различных учебных предметов. |
Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом ...
Описательная статистика
“То, что вижу, с тем, что видел, Я в одно сложить хочу. То, что видел, с тем, что знаю, Помоги связать в одно.” Ю. Левитанский Эту главу начнем с обсуждения тезиса “Что такое статистика?” После того, как информация собрана и проанализирована, первым шагом к ее изучению будет обобщение и описание по ...
Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и
деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента. Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы: · «Из к ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.