Воспитание и формирование личности

Страница 4

Концепция модернизации российского образования, исходя из стратегического направления развития мировой педагогики и человеческого сообщества, определяет современную цель образования как формирование умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Формирование указанных качеств означает становление человеческой личности с момента самого первого осознания ребенком себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте не будут заложены основы подлинных человеческих ценностей и личностных качеств, то вряд ли можно гарантировать их становление и в последующие годы жизни. Не случайно ведущие психологические теории современности придают такое существенное значение детству как особому периоду в становлении личности. Особую ценность в современном мире имеет умение решать проблемные, творческие задачи, но именно возраст с 6 до 12 лет является наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для развития этого умения. Ведущая роль в обеспечении передачи детям и молодежи как исторически сложившихся ценностей, так и ценностей, складывающихся в обществе сегодня, отводится педагогу.

Идея формирования свободной творческой конструктивной личности нашла своё наилучшее воплощение в концепции личностно-ориентированного обучения, признаваемой сегодня ведущим направлением развития системы образования России. Однако резкая смена основных ориентиров общественного развития привела к возникновению неоднократных попыток педагогов рассматривать личностно-ориентированное обучение как свободный и не организуемый взрослыми процесс саморазвёртывания личностного потенциала ребёнка, полностью отданного в жертву его непостоянным интересам и ничтожному опыту. Реализация таких идей на практике приводила к падению качества образования. Оказалось, прежде чем предоставить ребёнку свободу выбора, нужно его научить конструктивно выбирать: ставить цели, определять промежуточные задачи, анализировать и подбирать оптимальные средства решения задач и реализации цели, оценивать результаты достигнутого. Но и учить этому по-прежнему авторитарно тоже нельзя. Целостной технологии личностно-ориентированного обучения, решающей названные проблемы, на сегодняшний день нет, а само личностно-ориентированное обучение представлено лишь как парадигма, концепция.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Воспитание

целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями

2

Воспитанность

свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе

3

Метапредметное эвристическое образование

образование, к которому относится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др.

4

Образование

целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов

5

Образовательная среда

среда обеспечивающая условия для создания каждым учеником собственного содержания образования.

6

Образовательный продукт

продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта.

7

Предметное образование

базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами.

8

Самовоспитание

процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

9

Самоопределение

представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

10

Содержание образования

система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду

11

Содержание учебного материала

та система знаний и способов деятельности, которая предлагается будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различных учебных предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Детское словотворчество
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отз ...

Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, ч ...

Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении
Вопрос структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др. ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru