Практика последних лет - открывать при школе каникулярные лагеря дневного пребывания — делает актуальным разговор об организационных основах этих объединений. На сегодняшний день есть два управленческих стереотипа, настолько глубоко укоренившихся в сознании начальников детских лагерей и контролирующих их органов образования, что одно лишь преодоление этих штампов может изменить систему организации школьных каникул. Первый - работа в режиме "плана-сетки", второй — игровой формат смены. И то, и другое — из разряда возможного, но совсем не обязательного и зависит от того, как определяется роль временного объединения. Для нас важно, что эти структуры обладают значительным социально-педагогическим потенциалом.
Здесь необходимо небольшое пояснение. Социальная педагогика — и как наука, и как практика — неоднозначна. Став ответом на изменение жизненных обстоятельств человека еще во второй половине XIX в. (речь идет о разрушении экономической и технологической цивилизацией традиционного уклада жизни, основанного на групповой солидарности и родственных отношениях), она с самого начала эволюционировала двумя путями. Э.Дюркгейм предложил работать с уже обозначившимися проблемными детскими группами, П.Наторп — образовывать всех людей адекватно переменам в обществе и в расчете на его прогресс. В последующей практике и исследованиях эти подходы нашли свое развитие. Деятельность по преодолению личностных проблем переросла в социальную работу. А социальную педагогику в трактовке П.Наторпа, на наш взгляд, следует воспринимать как творческую и подвижную систему, ищущую новые методы в каждой новой реальности.
Что представляет собой современное общество, и какие временные рамки мы для него определяем? За прошедший век социальные параметры менялись неоднократно. Очередная кардинальная социально-историческая ломка и, как результат, изменение фундаментальных механизмов социализации наблюдаются с начала 1990-х гг. Интернет, спутниковые каналы, изменения на карте мира (включая образование новых государств на территории бывшего СССР), миграция населения, ВТО, Евросоюз — словом, то, что называется глобализацией, влияет на общество, семью, религию, язык. Ослабление институтов социального воспитания, эффективно действовавших в течение столетий, меняет психологию и даже физиологию человека.
Интересным наблюдением за городскими детьми поделился с читателями китайского журнала "Дучжэ" Дэн Хайянь. В 1989 г. он работал консультантом в шаньдунском начальном военном училище. В 1999 г. он снова оказался там, что позволило ему сравнить обучавшихся в разные годы. Вывод Дэна неутешителен: нынешние дети деградируют. Выросшие в шумном городе, они не фиксируют отдаленные звуки; у большинства детей отсутствует опыт ориентирования в темноте. Они никогда не играли со своими сверстниками по вечерам, потому что, как только хоть немного темнело, родители запрещали им выходить на улицу. Не приспособлены дети и к внешнему миру: стоит ребенку, оторванному от кондиционера, чуть-чуть подвигаться на природе, как он покрывается обильным потом. Китайские специалисты заметили также, что у современных детей маленький словарный запас, они стараются говорить трафаретными фразами, не осмысливая происходящее. Очень низкий у них и творческий потенциал: научив ученика трем способам завязывания веревки, бесполезно просить его самому придумать четвертый. Причины такой деградации, считает Дэн Хайянь, кроются в изменении "экологической среды общества". В городах у детей уже давно пет игрового пространства. Родился ребенок -и зажил в доме с железными дверями, в атмосфере назойливого круглосуточного внимания и заботы, TV, VCD, компьютера, электронных игр. Он еще не успел познать естественный мир, но уже искусен в выдуманном., виртуальном.
Социальная педагогика восполняет утраченные ориентиры, естественные для человека, — пример родственников, религиозные нормы, народные обряды, благодаря которым каждый сам преодолевал сложности жизни, избавлялся от амбивалентности восприятия нравственного порядка. И чем дальше мы уходим от традиционных сообществ и традиций, тем разнообразнее должны быть методы, которые помогают личности справиться с большей свободой выбора и непредвиденностью обстоятельств, тем шире должен быть спектр организаций, применяющих эти методы.
Детские лагеря — социально-педагогическая территория. Они изначально возникли как реализация идеи поддержки: дать детям, живущим в городе, возможность провести летние месяцы в деревне (в детских колониях — так назывались тогда эти учреждения) или на природе (в полуколониях, которые открывала каждая школа с целью организации ежедневных прогулок за город). ("Летние школьные колонии были впервые устроены в России в 1850 г. Евангелическим обществом в С.-Петербурге и Прибалтийском крае". Широкое распространение они получили в России и в Европе в конце XIX — начале XX в.) Педагоги надеялись, что их воспитанники не только укрепят здоровье, по и расширят свой кругозор и, усвоив хорошие привычки в общежитии, впоследствии будут примером для прочих школьников. Надо отметить, что названные структуры предназначались для бедных детей, среда жизнедеятельности которых негативно влияла на их поведение. "Гуманнейшими учреждениями в мире" считали их в конце XIX столетия. "Санатории лечат болезни, а колонии предупреждают развитие этих последних". В отчетах тех лет находим этому подтверждение:
Стили педагогического руководства
Педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанност ...
Истоки современной науки
Автор говорит о том, что в эпоху возрождения с новой силой развивается наука и культура, человечество заново переосмысливает научные труды античности. Эпоха Возрождения воплотила мечты христианского Запада о свободе, вернула радостный взгляд язычества на окружающий мир, и человечество признала в ка ...
Работа с родителями
Воспитание детей в современном мире является предметом особой заботы. Его успех определяется единством, согласованностью и активной позицией всех субъектов образовательного процесса - педагогов, детей и родителей. Очень важным для формирования системных знаний о труде взрослых являются личный приме ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.