В такой "игре" детское развитие скорее подвергается упрощению и обеднению, чем обогащению средствами именно игровой деятельности, которое отмечали многие отечественные психологи применительно к дошкольному детству. Для школьников игра не является ведущим видом деятельности: чтобы не сковывать развития личности, она должна предлагать простор для познания и общения. Но игровые форматы не содержат ни поля для исследования, ни значимого предмета обсуждения, ведь все жизненные вопросы здесь уже решили взрослые. Нормы л<е, придуманные для такой игры, так в игре и остаются, без переноса в действительность: "они обнаруживают себя только в исполнении, если исполняется ритуал, значение и сила которого не понимаются".
Сравним игровой формат смены "Племена индейцев", предложенный участвовавшим в конкурсе педагогическим коллективом, и игру в индейцев в "Маленьких дикарях" Э.Сетона-Томпсона.
В первом случае найдено ролевое соответствие: "племена" — клубы по интересам ("Зоркий глаз" — сбор лекарственных трав; "Быстрая нога" - спорт; "Серебряная нить" — шитье и вязание). "Вигвамы" — отрядные комнаты; Совет Старейшин — воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования. "Pa-сбор", на который приглашаются "племена" со своими отличительными знаками, — общий сбор, приходить к согласию на котором дети будут в роли "индейцев", соблюдая ритуалы, заданные игрой: говорит тот, у кого в руке флаг; приоритет в споре у старейшины и т.д.
Дети узнают, что попадут в "вигвамы" и "племена", только оказавшись в лагере. Казалось бы, какая им разница, как названы кружки и комнаты? Да, никакой, если так принято или ребята сами так придумали. А если им на 18 дней предлагают слова, которые для них ничего не значат, то они с педагогами играют в разные игры.
Мальчишки у Э.Сетона-Томпсона по собственной инициативе решили играть в индейцев.
«Ян старался во всем подражать индейцам: ходил носками внутрь, ломал ветки, обозначая свой путь, определял время по солнцу, выражал свое удивление односложными вос-клицаниями, которые произносил на индейский манер гортанным голосом.
- .Сэм, давай играть в индейцев.
- Это еще зачем ? - удивился Сэм.
- Чего только индейцы не умеют делать! Разве белый охотник заметит след ноги в мокасине на гранитной скале? Он побоится идти в лес с одним только ножом. А лодку из березовой коры ему ни за что не сделать . Послушай, Сэм, - продолжал Ян, - ведь мы же хотим быть настоящими охотниками! Так давай станем индейцами и будем все делать, как они.
В конце концов, предложение Яна показалось Сэму заманчивым, и он согласился "чуточку поиграть в индейцев"».
Они соорудили тили, в котором поселились на каникулы. Строили его сами, всеми возможными способами изучая традиции индейцев. Правила своей жизни они тоже взяли у древнего парода, например: не стрелять в певчих птиц, ловить только ястребов, ворон и соек, потому что они истребляют других птиц; за каждый подвиг прикреплять к шапке орлиное перо. В процессе игры "маленьких дикарей" на первом месте было изучение жизни, построение отношений с другими людьми, преодоление своих слабостей, т.е. личностное развитие.
В описанной выше современной программе — желание придать детской жизни романтику выливается в условность названий для традиционных организационных моментов.
Ролевая игра — хорошее дело для подростков. Но устроить такую игру под силу далеко не каждому взрослому. Вот как описывают "кэрроловские" игры их организаторы:
«Как правило, все это самоорганизуется по интересам. Такой вид общения. В принципе все эти театрализованные игры - это способ отдыха на самом-то деле, отдыха от цивилизации, "от головы".
.Это очень сложно. С одной стороны, трудно находить персонаж. А с другой - трудно воплотить в жизнь то, что ты будешь делать, и честно повторять свои действия. Идея, в общем, была дать игроку возможность придумать то, что ему хотелось бы делать, а потом поместить себя в шкуру человека, который согласен делать то, что ему хочется. Это, оказывается, очень трудно.
.Во многих проектах есть некоторое несоответствие идей и практики. Как правило, человек, которому становится скучно, склонен общаться со своими старыми знакомыми в пределах отнюдь не кэрроловской логики. Обычно чем сложнее, чем насыщеннее действиями игра, тем меньше у людей искушения выпасть из роли . Поэтому действие должно быть плотным и еще и информационно насыщенным».
Настоящая ролевая игра требует заинтересованных участников и умелых организаторов. Но если она — не для всех, то почему столь многих привлекает игровой сюжет? Дело в том, что руководители оздоровительных лагерей продолжают работать в традиции лагеря пионерского. Но детской организации давно нет, пет маршрутов марша, шагая которым каждый пионер в лагере совершенствовал свое мастерство, в соответствии с законами, которые он добровольно принимал. А линия оздоровления, заложенная в названии большинства сегодняшних временных объединений, исторически отсылает нас, скорее, к летним детским колониям.
Структура и содержание «Великой дидактики»
Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике» (1657 г.), Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую называет весной человечества, на четыре шестилетних периода. Это детство - от ...
Образовательная программа "Учусь общаться"
Программа курса "Учусь общаться" для детей, обучающихся в 5-6 классах, рассчитана на 36 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения. Пояснительная записка Актуальность. Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в становлении его как ли ...
Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.