Сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников

Педагогика » Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста » Сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников

Цель анализа: Выявить взаимосвязь уровней развития мелкой моторики рук и развития связной речи у детей исследуемой группы.

Сравним полученные результаты в таблице № 5

Таблица 5.

Фамилия ребёнка,

возраст

Уровень развития мелкой моторики рук

Уровень развития связной речи

Безбабный Никита 6,2

низкий

низкий

Берестнёв Артём 6,7

низкий

низкий

Вивдич Лера 6,5

средний

средний

Доценко Нина 6,8

средний

средний

Дуплищева Катя 6,8

высокий

высокий

Максименко Семён 6,9

средний

средний

Мовсесян Руслан 6,9

высокий

высокий

Павлова София 6,5

низкий

низкий

Петрикина Аня 6,3

средний

средний

Челец Стас 6,2

низкий

низкий

В сравнительной таблице видно, что уровни развития мелкой моторики рук и уровень развитии связной речи показатели совпадают.

Тем самым мы подтвердили доказательства в анализируемой литературе, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи (Л.В. Фомина, 1971).

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования была подтверждена.

Изучив психолого-педагогическую литературу, проведя собственные исследования группы детей старшего дошкольного возраста, мы сопоставили данные показатели и выявили следующие закономерности: если развитие мелкой моторики рук в норме, то и уровень развития связной речи у старших дошкольников тоже будет в норме.

Вопросы взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики рук, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление отставаний в развитии ребёнка, индивидуального подхода и прослеживание динамики созревания дошкольника.

Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Смотрите также:

Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области сов ...

Влияние дифференцированного подхода на развитие двигательных качеств
Структура содержания общего образования в сфере физической культуры предполагает выделение как минимум двух блоков: образовательного, представляющего собой базовую основу интеллектуального компонента физической культуры, и двигательного совершенствования, являющегося основой ее двигательного компон ...

Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка
Основная особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка — тяжкое нарушение его пространственных восприятий и представлений, ограниченность в свободе движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. П ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru