И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: " Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Актуальность данной проблемы определили тему курсовой работы: "Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи в работах специалистов.
2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить влияние мелкой моторики на развитие связной речи.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что развитие мелкой моторики будет способствовать развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте.
Практическая значимость заключается в изучении взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики разработке рекомендаций по развитию графических умений.
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во "Введении" определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.
В первой главе "Теоретические аспекты развития детей старшего дошкольного возраста" на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены особенности развития связной речи и взаимосвязь мелкой моторикой в старшем дошкольном возрасте.
Во второй главе "Экспериментальное изучение речевого развития и мелкой моторики старшего дошкольного возраста" показаны результаты исследования особенностей развития мелкой моторики и развития связной речи, проанализированы полученные результаты. В заключении приведены общие выводы, подтверждающие положение гипотезы.
Список литературы содержит 27 проанализированных теоретических источника.
Содержание функций деятельности социального
педагога школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...
Научно-исследовательский потенциал
На территории Сибири расположена целая сеть научно-исследовательских институтов, представляющих практически все области человеческих знаний. Исследования проводимые научными коллективами включают широкий круг проблем, в том числе связанных с реализацией различных международных программ, таких как I ...
Программа по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников МОУ «Тотемский
детский дом» подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению
Для формирования навыков волевой регуляции у воспитанников МОУ «Тотемский детский дом» подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению была разработана «Программа по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников МОУ «Тотемский детский дом» подросткового возраста, склонных к дел ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.