Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогика » Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития » Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 4

Как это ни удивительно, но современная научная арттерапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, "примитивному" доисторическому искусству. Оно, как и арттерапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования "высокого", академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Примитивность узоров, ритмика орнамента успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке – своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности.

Многие "первобытные" рисунки и изделия напоминают по своему виду творения детей, что также связано с особыми переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего человека оттенок.

Принципы занятий арттерапией

Наверное, каждому было бы интересно одним глазком заглянуть в арттерапевтическую группу во время занятий. Что это такое? Как проходят занятия? Как арттерапевт помогает детям раскрыться? Какие принципы исповедует он в своей работе? Мы отметим некоторые, важнейшие из них:

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшися стороны его рисунка или другой творческой работы.

4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. "Спасибо", "хорошо", "замечательно", "молодец", "отлично" - эти теплые слова должны быть все время с Вами во время занятия.

5. Психолог-арттерапевт должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить "Не знаю", и тогда нужно предложить ему варианты ответов.

6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого психолога в той работе, которую он предлагает. Психолог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к психологу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

8. Многие занятия требуют рассказа психолога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь психолога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершится чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Пальчиковые игры.

Рассматривая описания традиционных пальчиковых игр разных народов, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока: — игры материнского фольклора — пестушки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи; — игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5—7 лет.

Традиционные игры

Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5—7 лет — это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой — помогают ребенку естественно адаптироваться к ней. Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: — универсальность — можно играть в любом месте в любое время; — кратковременность — обычно не более 2—5 минут; — активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх; — невербальное общение в играх-"молчанках", использование языка жестов; — наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач. Основанная на подобных играх программа "Пальчиковый игротренинг" получила поддержку Института "Открытое Общество" (Фонда Сороса). Она успешно используется в работе с детьми как обычных, так и коррекционных классов. Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности — область действия программы. Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно похожих у географически разделенных этносов) состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. Это выгодно отличает традиционные игры от множества появившихся в последнее время авторских пальчиковых игр, достаточно узко специализированных, имеющих одну цель: подготовку руки к письму. В авторских играх в основном используется сгибание-разгибание пальцев, причем чаще всего действуют первые три пальца (социальная зона руки), и так активные в быту и общении. Безымянный палец и мизинец часто пассивны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

DVD как средство обучения аудированию
Ha сегодняшний день самым современным средством воспроизведения цифрового видео является DVD. Нужно отметить, что данная форма цифрового мультимедиа не является специальным методическим средством. Однако нам видится, что его технические характеристики обладают значительным дидактическим потенциалом ...

Реализация программы по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...

Вступительное слово редактора
Первая часть книги называется «Вступительное слово редактора», в ней рассказывается о выдающейся личности Э. Дюбуа-Реймона. Ученый-универсал, он был известен далеко за пределами круга своих коллег по "основной" профессии (физиологии). Он был превосходным оратором, речи его растаскивали на ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru