В школьном курсе химии достаточно хорошо освещена, собственно, химическая сторона изучаемой темы. Например, вот как она изложена в школьном учебнике для 9 классов.
Цель урока: познакомить учащихся со строением и способом получения кремниевой кислоты, изучить строение молекул солей кремниевой кислоты, их физические и химические свойства, изложить общие понятия о возможностях силикатной промышленности и производстве стекла, бетона и цемента.
Задачи обучения: сформировать понятие кремниевая кислота, расширить представление о способах получения, свойствах и способах применения различных типов силикатов в промышленности.
Задачи развития: продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной информацией.
Задачи воспитания: продолжить химическое образование школьников.
Ход урока
Организационный момент (1-2 мин.)
- посадка детей;
- проверка принадлежностей;
- отметка отсутствующих и т.д.
II. Опрос домашнего задания (10 мин.)
Что такое кремний?
Каково содержание его в земной коре?
Какие наиболее распространенные соединения кремния вы можете назвать?
Как в промышленности получают кремний?
Расскажите о физических и химических свойствах кремния.
Где применяют кремний?
Опишите химические свойства и области применения оксида кремния (IV)?
III. Изучение нового материала (20 мин.)
Строение молекулы.
Состав кремниевой кислоты условно изображают формулой H2SiO3. В действительности ее состав более сложный:
Известно много различных кремниевых кислот с общей формулой n SiO2 ∙ m H2O.
Получение. В отличие от многих других кислот кремниевую кислоту нельзя получить гидратацией оксида кремния (IV), ибо он с водой не реагирует. Кремниевую кислоту получают при действии кислот на растворы ее солей. При этом она выпадает в виде студенистого осадка:
Na2SiO3 + 2 HCl → 2 NaCl + H2 SiO3↓
2 Na+ + SiO32- + 2 H+ +2 Cl- → 2 Na+ + 2Cl + H2SiO3 ↓
2 H+ + SiO32- → H2SiO3 ↓
Физические свойства: В отличие от многих других неорганических кислот кремниевая кислота в воде практически не растворима. С водой она образует особого вида системы, называемые коллоидными растворами.
Химические свойства: Поскольку кремниевая кислота в воде пратически нерастворима, то ионы водорода от ее молекул почти не отщепляются. В связи с этим такое общее свойство кислот, как действие на индикаторы, кремниевая кислота не обнаруживает: она еще слабее угольной кислоты. Кремниевая кислота непрочная и при нагревании постепенно разлагается:
H2SiO3 → Н2О + SiO2
Соли кремниевой кислоты.
Строение молекулы. Как и для кремниевой кислоты, принятые формулы ее солей (Na2SiO3, CaSiO3 и т.д.) условны. Существует много различных силикатов, которые образуются при полном или частичном замещении атомов водорода атомами металлов в молекулах кислот состава
n SiO2 ∙ m H2O
Получение солей кремниевой кислоты, т.е. силикатов, рассмотрено при изучении химических свойств оксида кремния (IV).
Физические свойства. Многие силикаты тугоплавки и в воде практически не растворимы. Из силикатов, имеющих большое практическое значение, растворимы лишь силикаты натрия и калия. Эти силикаты называются растворимыми стеклами.
Химические свойства
Силикаты реагируют почти со всеми кислотами, в том числе и с угольной кислотой:
Na2SiO3 + H2O + CO2 → Na2CO3 + H2SiO3 ↓
Растворимые силикаты могут участвовать в реакциях обмена с другими солями:
Na2SiO3 + CaCl2 → CaSiO3↓ + 2 NaCl
2 Na+ + SiO32- +Ca2+ + 2Cl- → CaSiO3↓ + 2Na+ + 2Cl-
Ca2+ + SiO32- → CaSiO3↓
Программа для 3 года обучения «Быть
здоровыми хотим»
В декабре 2009 года нами была разработана программа «Быть здоровыми хотим». Цель программы: Сформировать знания о здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: ...
Физиологические механизмы развития тактильного восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника – эт ...
Этапы решения задач с помощью уравнений
Деятельность по решению задачи включает следующие этапы независимо от выбранного метода решения: анализ содержания задачи; поиск пути решения задачи и составление плана её решения; осуществление плана решения задачи; проверка решения задачи. Поясним это на конкретных примерах, выделяя отдельно кажд ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.