Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы те способности и нравственные качества, которые необходимы будущему гражданину нашего общества.
Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими.
Большое внимание при этом уделялось не только общественному, но и семейному воспитанию дошкольников. Воспитанию ребенка в семье были посвящены статьи Н. К. Крупской, известная «Книга для родителей» А. С. Макаренко, многие произведения дошкольных педагогов.
Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.
Теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих психических качеств — логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков.
Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Передача ребенку и усвоение им социального опыта составляют существо человеческого воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский, «ведущую роль» в психическом развитии подрастающего поколения».
Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности — игры, труда, учения и т. д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.
Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их общественные отношения. Общение в труде — одна из содержательных воспитывающих форм общения. Трудовое воспитание, общение в труде открывает путь к вершинам научного мировоззрения и нравственности.
«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой . Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего, должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь», — говорил К. Д. Ушинский.
В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость, — это непременное условие благотворного влияния его на становление человека-труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом?
Программа по использованию элементов технологии развития критического
мышления при обучении монологической речи на завершающем этапе обучения
немецкому языку
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, определение уровня развития умений монологической речи и критического мышления учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия», необходимых для реализации технологии развития критического мышления на практике, и анализ УМК опр ...
Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поско ...
Учебно-методический комплекс
В качестве УМК по элективным курсам может быть использована научно-популярная литература, действующие учебники, математические справочники, сборники задач, а также учебные пособия по факультативным курсам, учебные пособия для кружковой работы, учебные пособия для учителей и для учащихся. В качестве ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.