В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.
Она делит все детские игры на 2 группы. Первые Н.К. Крупская называла творческими; подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной отечественной дошкольной педагогике классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые, строительные и театрализованные игры. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в 3-летнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и также поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами, затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов.
Д.Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заменители. Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой игры. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевая игра и театрализованная игра имеют общую структуру (строение). Они включают замены, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые действия.
Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески производят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
Различие между сюжетно-ролевыми и театрализованными играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результат игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
В связи с тем, что оба вида игры, сюжетно-ролевые и театрализованные, относятся к творческим видам, следует определить понятие творчества. Согласно энциклопедической литературе, творчество – это новое, никогда не бывшее ранее. Таким образом, творчество характеризуют 2 основных критерия: новизна и оригинальность продукта. Могут ли соответствовать данные критериям продукты детского творчества? Безусловно, нет. Н.А.Ветлугина, виднейший исследователь детского художественного творчества, считает, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе.
Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся
Решение проблемы успешного учения – в развитии индивидуального стиля учения. Деятельность человека является комплексной и не сводится только к врожденным или алгоритмическим процессам. Когнитивные структуры психики подвижны и зависят от многих факторов. Когнитивный стиль – это результат взаимодейст ...
Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...
Преимущества использования игр в обучении письму в младших классах
Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей-практиков. Так, Н.К. Лапшова, рассматривая письмо «как методическую категорию», отмечает, что письмо «всегда было дискриминируемо в учебном процессе как вспомогательный вид речевой деятельности». По е ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.