личностная норма более высокого уровня (социальная установка).
Репрезентация социальной нормы в сознании не только является необходимым этапом на пути формирования личностных смыслов (социальных установок), но и имеет большое самостоятельное значение, так как знаменует собой этап формирования самосознания личности, осознания ею своего места в обществе.
Репрезентация социальной нормы представляет собой акт объективации, возникающий тогда, когда происходит рассогласование установки, объективного места ребенка в системе общественных связей и его потребностей, отражающих его «завтра».
Таким образом, изменение объективного места ребенка, требующее изменения самосознания, внутренней позиции, влечет за собой необходимость акта объективации требований (норм) общества, в котором данная позиция получила отражение. Исходя из этого можно выделить три этапа объективации социальных норм, совпадающих с этапами становления социальности ребенка.
Таблица 1 Соотношение этапов объективации социальных норм и этапов становления социальности ребенка.
Уровень ведущих отношений, который объективируется-репрезентируется (широта) |
Стадии нормоосвоения (по глубине) |
Особенности репрезентации |
Я-другой |
Условнорефлекторная |
Изменение поведения под непосредственным воздействием взрослого. |
Я-другие |
Интериоризация нормы, связанной с конкретными ситуациями и конкретными лицами. |
Осознание требований взрослых, близких и далеких. |
Я-общество |
Фаза абстрагизации и индивидуализации социальных норм. |
Ориентация на ожидания окружающих постепенно сменяется ориентацией на личную норму. Осознание своего места в мире взрослых приводит к ориентации на определенные нормы, задаваемые данным местом. Выбор социальных ролей влечет за собой выбор определенных социальных норм. |
Если педагог в практике своей работы ориентируется на механизм нормативной регуляции в процессе социального развития дошкольника, то вероятно развитие доминирование когнитивного компонента в становлении развивающейся личности. Это часто приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».
Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.
Выявление и анализ уровня сформированности
ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями
речи
В рамках нашего исследования, следующим этапом экспериментальной части работы стало изучение ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи. Диагностика детей проводилась по составленной нами методике обследования с использованием разработанного диагнос ...
Взаимодействие между учащимися
Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без н ...
Научно-исследовательский потенциал
На территории Сибири расположена целая сеть научно-исследовательских институтов, представляющих практически все области человеческих знаний. Исследования проводимые научными коллективами включают широкий круг проблем, в том числе связанных с реализацией различных международных программ, таких как I ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.