Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Педагогика » Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения » Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Страница 8

Современные исследования показали, что в настоящее время сложилась ситуация, когда педагогами большинства дошкольных учреждений не уделяется должного внимания работе с семьями воспитанников. К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике считаются традиционными. К таким формам относится педагогическое просвещение родителей.

Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников. Такая работа состояла из следующих форм:

посещение семьи воспитателем (предусматривает знакомство педагога с семьей, но не для того чтобы опираться на ее особенности в дальнейшей работе, а для выяснения общих условий семейного воспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью дать рекомендации и выстраивать воздействие на родителей);

беседы и консультации (мало чем отличались друг от друга, направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежала педагогу: темы рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым);

общие и групповые родительские собрания (также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой. Родителям не дается право выбора программ и направлений педагогического процесса – они лишь слушают предлагаемое педагогами.);

наглядная пропаганда (оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка, не учитывается важность семейного воспитания для процесса социализации детей.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка.

Такие формы работы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Однако современное экономическое положение в сфере образования затрудняет их осуществление на практике. Кроме того, во всех формах работы с семьей за пределами детского сада, как и в предыдущем направлении, все также активно главенствует общественность и незаметна роль семьи.

Перечисленные выше формы взаимодействия ДОУ с семьей показывают, что в стране имеется немалый опыт педагогического просвещения родителей. Но содержание программ не подчеркивало истинную роль семьи в становлении личности ребенка, его социализации. Важно, чтобы содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольника отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка.

Наличие данных недостатков в работе с родителями требует не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм работы дошкольного учреждения с семьей. Именно поэтому и появилась в дошкольном образовании новая философия взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Политика превращения воспитания из семейного в общественное уходит в прошлое.

Долгие годы к семье и домашнему воспитанию складывалось уничижительное отношение. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещений, озеленении, их приглашали на праздники, собрания. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды). Это вызвало ошибки в общении педагога с родителями (безличное обращение, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта). Указанные ошибки являются свидетельством коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его профессиональную компетентность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения
Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупностью психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу, социальному работнику эффективно осуществлять воспитательную, учебную, ...

Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
Начало XXI характеризуют динамичные преобразования в теории и практике отечественного образования, явившиеся продолжением не менее динамичных преобразований в экономическом, социальном и культурном развитии общества. Увеличение и интеллектуализация направлений профессиональной деятельности, формиро ...

Выявление и анализ уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
В рамках нашего исследования, следующим этапом экспериментальной части работы стало изучение ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи. Диагностика детей проводилась по составленной нами методике обследования с использованием разработанного диагнос ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru