Характеристика реализации возрастного похода в деятельности школьного социального педагога

Педагогика » Возрастной подход в деятельности школьного социального педагога » Характеристика реализации возрастного похода в деятельности школьного социального педагога

Страница 1

Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов и их функций, а также с накоплением социального и познавательного опыта, с типичными для каждого возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов. Однако уровень развития не есть только результат прожитых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитательных воздействий. Отсюда правомерно сделать вывод, что воспитательный процесс по содержанию, формам и методам должен быть динамичным, строиться с учетом этапов возрастного развития.

Возрастной подход к воспитанию прежде всего предусматривает изучение уровня воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Этот уровень зависит от многих факторов, однако наибольшее значение среди них имеет система общественных связей и отношений, характерных для каждого возраста. Изучая развитие личности школьника в его связях и взаимоотношениях с обществом и коллективом, воспитатель использует в своей работе данные о формировании потребностей и интересов учащихся разных возрастов, их установок, стремлений и идеалов.

Эффективность воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Имеются случаи, когда педагоги обращаются с подростками как с младшими школьниками, игнорируя свойственные этому возрасту рост самосознания, стремление к самостоятельности, - словом, те сдвиги и изменения, которые произошли в развитии личности ученика.

На каждом возрастном этапе развития образуются как общие свойства, присущие определенной социальной общности, так и специфические, индивидуальные особенности, отличающие одного индивида от другого. Причем с возрастом и развитием человека все большее значение приобретают индивидуально-типологические различия. Дети одного и того же возраста отличаются по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому и духовному развитию, способностям, интересам, характере логическим чертам и т.д.

Цели и содержание воспитания не могут следовать за индивидуальными особенностями детей. К этим особенностям приспосабливаются формы и методы педагогической работы, с тем чтобы реализовать общую для всех цель коммунистического воспитания, обеспечить торможение тех черт характера, которые не отвечают или противоречат требованиям общества, его прогресса, и, наоборот, развитие и образование тех, которые представляют определенную социальную ценность. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложного внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Знание социальной ситуации развития позволяет использовать внутренние ресурсы личности в интересах дальнейшего подъема всех ее сущностных сил - ее потребностей, интересов, мотивации поведения и деятельности.

Индивидуальная воспитательная работа часто проводится не с теми, кто выпадает из коллектива и противостоит ему. Но именно такую практику справедливо критиковал А.С. Макаренко: "Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его "воспитывать".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства. «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной ...

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом ...

Элективный курс «Функции и графики»
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики - функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru