Следующий уровень задач, решаемых на уроке, обусловлен индивидуальными различиями детей. Знакомясь с авторскими работами педагогов, можно заметить, что личностный подход часто редуцируется в них до индивидуального. Личность трактуется в этом случае как индивидуальное, присущее индивиду, а ориентация на личность - как индивидуализация, то есть приспособление к конкретному ученику с его индивидуальными свойствами учебных планов, учебных материалов и форм общения педагога и ученика.
В сферу внимания педагогов попадает широкий спектр индивидуальных различий - от особенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способа переработки информации (синтетического и аналитического). "Синтетики" при усвоении, например, русского языка легче и успешнее работают, если пишут изложение или рассказ с целостным использованием слов. "Аналитики" обнаруживают преимущество, вставляя пропущенные буквы на изучаемое правило и т.п. Преимущественное развитие либо образного типа мышления, либо словесно-логического обусловливает успешность детей в разных видах учебных заданий.
Учителя достаточно много работают над разнообразием методических средств, позволяющих учитывать как можно более широкий спектр индивидуальных различий детей.
Еще один путь возрастного подхода - учет интересов детей. Однако педагог может использовать их в качестве "крючка", назначение которого - обеспечить усвоение целей обучения, важных с точки зрения педагога. Педагог, например, знает, что ребята любят играть в "морской бой", и строит методику урока на основе этой игры. Соответствует ли она интересам детей? Конечно. Но собственное отношение ребенка осталось при этом на уроке невостребованным и незначимым. Может быть, это и неважно? Ведь было весело и интересно. А то, что интересно, - хорошо запоминается. Все так. Однако, если это единственная тактика учителя, то высока вероятность того, что знание останется "внешним", существующим само по себе, им будет трудно воспользоваться ученику. Не возникает связи между тем, что уже есть в личном опыте ребенка, и тем, что он получил на уроке. Объектная модель оказывается недостаточной для развития личности ребенка.
Другие формы организации обучения в школе
В современной школе настолько сильна традиция классно-урочной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной дея ...
Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарниц ...
Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.