Первая часть книги называется «Вступительное слово редактора», в ней рассказывается о выдающейся личности Э. Дюбуа-Реймона. Ученый-универсал, он был известен далеко за пределами круга своих коллег по "основной" профессии (физиологии). Он был превосходным оратором, речи его растаскивали на цитаты, интересовались даже его оговорками, одна из приписываемых ему оговорок попала во фрейдовские лекции; ему приписывали и то, чего он не говорил. Речь Дюбуа-Реймона о Дарвине, прочитанная в прусской Академии наук 25 января 1883 г., вызвала настоящий скандал в Палате депутатов прусского ландтага. Но самой знаменитой стала его фраза "ignoramus et ignorabimus" ("не знаем и не будем знать"), произнесенная в докладе "О границах познания природы" в 1872 году – она вызвала столько шума, что ее до сих пор восторженно повторяют одни и настойчиво пытаются "опровергнуть" другие. Эрнст Геккель ответил на нее своей книгой "Мировые загадки". Знаменитый немецкий математик Давид Гильберт, умерший в 1943 году, в завещании распорядился начертать на своем надгробном камне "ответ" Дюбуа-Реймону: "Мы должны знать – мы будем знать".
Эиль Генрих Дюбуа-Реймон родился 7 ноября 1818 г. В 1837 г. Эмиль поступил на философский факультет Берлинского университета. Но, как он сам вспоминал впоследствии, тогда его в равной мере привлекали самые разные науки, и он не знал еще, какую из них выберет. Он посещает лекции по теологии, философии и психологии, с увлечением слушает курс протестантского историка Августа Неандера. В течение года, проведенного в Боннском университете (1838--1839), Дюбуа-Реймон изучает логику, метафизику и антропологию, а также слушает лекции по ботанике, геологии, географии и метеорологии. По возвращении в Берлин к осеннему семестру 1839 года он, по совету Эдуарда Хальманна (ассистента знаменитого физиолога Иоганнеса Мюллера), начинает изучать медицину.
В возрасте 33 лет, в 1851 г., Э. Дюбуа-Реймона избирают членом Прусской академии наук, а в 1867 г. – ее непременным секретарем. В 1853 г. он становится членом-корреспондентом Accademia dei Lincei в Риме; в 1855 г. – ординарным профессором Берлинского университета. В 1892 г. он был избран иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Главный труд жизни Э. Дюбуа-Реймона, "Исследования по животному электричеству" ("Untersuchungen ьber tierische Elektrizitдt"), выходил частями на протяжении многих лет (с 1848 по 1884 г.). Дюбуа-Реймон разработал метод, позволяющий определять состояние мышц и нервов на основании их реакции при возбуждении электротоком, открыл электротон (изменения свойств нерва, происходящие при пропускании через него гальванического тока) и установил закон раздражения, названный его именем.
Помимо многочисленных трудов по физиологии, Э. Дюбуа-Реймон опубликовал целый ряд речей по различным проблемам философии и науки, обнаруживающих его энциклопедическую образованность и многогранность его таланта: "Вольтер как естествоиспытатель", "Дарвин versus Галиани", "История культуры и естествознание", "Мысли Лейбница и современное естествознание", "Гете и бесконечность" и др.
Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон умер 26 декабря 1896 г., похоронен на французском кладбище в Берлине.
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомли ...
Семантические когнитивные карты
Следующим способом учета семантики личности в обучении является методика создания семантических когнитивных карт. Требования к созданию семантических когнитивных карт: карта должна представлять собой целостный образ, который объединяет в себе кодирование объемного содержания информации; желательно, ...
Время проведения народных подвижных игр
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроен ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.