Проведение образовательных реформ, направленных на более глубокое изучение «культурной истории», становится актуальным в тот период, когда в обществе «иссякает духовная производительность» среди населения, «в значительной степени порвавшего со своим духовным прошлым». Как следствие, все чаще «появляются личности, богатство, роскошь и внешний блеск которых в связи с их невежеством, ограниченностью и внутренней грубостью пробуждают мысль о неоварварстве». Эти слова из сочинения «Культурная история и естествознание» звучат удивительно современно. Они были написаны в 1887 г. известным философом и естествоиспытателем, иностранным членом – корреспондентом Петербургской Академии Наук Э. Дюбуа – Реймоном (1818 – 1896) в связи с реформами общего образования в Германии.
В 1869 г. соответствующие министерства обратились к ректорам и сенатам прусских университетов с предложением дать отзыв о знаниях абитуриентов и представить свои соображения о реформах среднего образования – гимназического и реального. Э. Дюбуа – Реймон, бывший в то время ректором Берлинского университета, занимался этой работой в течение 20 лет. Все это время он состоял в различных комиссиях, принимающих вступительные экзамены в университеты, а также постоянно работал со студентами первого курса, недавно окончившими гимназию. Обращение к его работе «Культурная история и естествознание» представляется интересным по следующим причинам:
1. Это одно из первых педагогических сочинений известного ученого – естествоиспытателя, в котором предпринята попытка осмыслить роль науки и техники в европейской культуре второй половины XIX в. с целью наметить пути развития реформ в области образования. То, что он называет «культурной историей» есть уже, по сути дела, история культуры. Сходное соотношение можно наблюдать между терминами «история естествознания» (так называлась одна из дисциплин, введённая Я.А.Коменским в курс латинской школы) и «естественная история»,учебники естественной истории существовали в России ещё в начале XX в.
2. Обращение к истории немецкой педагогики, разумеется, не случайно. Начало исторической преемственности немецкой и российской образовательных систем было положено, как известно, еще в начале XVIII столетия и впоследствии проявлялась в самых разнообразных аспектах. Вот как, например, описывает период реформ российского образования 60-х гг. XIX в. выдающийся российский педагог и историк педагогики П.Ф.Каптерев: «…мы набросились на немецкую педагогию… Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались… общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания». В эти годы в научную командировку в Германию были направлены К.Д.Ушинский и Л.Н.Модзалевский.
3. Современный термин «культурологическая направленность образования» часто связывают только с гуманитарными школьными предметами – историей, литературой, изобразительным искусством, иностранными языками, мировой художественной культурой. Вероятно, это вызвано следующими причинами:
- в современных педагогических трудах недостаточно внимания уделяется связям естествознания с различными аспектами культуры;
- межпредметные связи в практике школьной работы часто традиционно воспринимаются как связи между предметами либо гуманитарного, либо естественнонаучного циклов, в результате чего они редко дают выход в единое пространство культуры.
Между тем чрезвычайно важно понять «культурологическую направленность» как целенаправленность развития системы образования в целом. Именно этому вопросу и посвящена работа Э. Дюбуа – Реймона «Культурная история и естествознание». Отмечая, что «под естествознанием мы разумеем здесь не просто сумму знаний о мертвой и живой природе, её продуктах, действиях и законах, но также сознательное понимание единственно годного для увеличения этой суммы метода и столь же сознательное применение сведений о природе к целям техники, мореплавания, медицины и т.д.», автор рассуждает о воззрениях на природу в «первобытные времена» и «антропоморфическую эпоху», о развитии натурфилософии в период античности и средневековья, Возрождения и Нового времени, о роли христианства в формировании науки: «Новейшее естествознание, каким бы парадоксом это ни звучало, обязано своим происхождением христианству», об отборе учебного материала для гимназии: «Дарвинизм, которого, впрочем, я состою последователем, не должен быть допускаем в гимназию». В этой небольшой статье мы сможем лишь коснуться некоторых предложений автора о реформировании гимназического образования.
Учитель новой формации: кто он, преподаватель школы будущего
Тему учителей новой формации я взяла не случайно, так как это в наше время очень обсуждаемая тема. Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Во все времена, ...
Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии
коммуникативных навыков детей
Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых ...
Методика обучения монологической речи
Целью обучения монологической речи, как уже отмечалось, является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Программа по ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.