Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап – это организация пилотажного исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи:
Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр;
Методы проведения пилотажного исследования – анкетирование.
Анкета составлена автором исследования в соответствии с поставленной целью (Приложение).
Пилотажное исследование проводилось в феврале-марте 2007г. Выборка составила – 24 ребёнка младшего школьного возраста, учащихся 2 «Б» класса школы № 27 Ленинского района города Новосибирска.
Второй этап – организация формирующего эксперимента.
Задачи исследования:
включение в учебный процесс дидактических игр;
подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.
Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения
Независимая переменная – дидактические игры.
Зависимая переменная – активизация познавательной деятельности младших школьников.
Основные методы исследования – формирующий эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.
Оборудование эксперимента – комплекс дидактических игр.
Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2, Аn – количество учеников в группе
X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
K – всего учеников в классе.
Далее мы использовали комплекс дидактических игр на уроке математики в 2 классе (приложение №4) при изучении темы «Стандартная единица объёма – литр».
Анализ результатов пилотажного исследования
В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные.
«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)
Тип урока |
главное, чтобы было интересно |
с использованием игры |
с использованием таблиц, схем, рисунков |
Количество выборов |
51% |
28% |
21% |
Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.
«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)
Приёмы работы |
Использование игр |
Работа с учебником |
Таблицы, схемы, рисунки |
Количество выборов |
67% |
17% |
16% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки – 67% отмечают желание видеть на уроке игры.
«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)
Частота использования |
не очень часто |
часто |
очень часто |
Количество выборов |
43% |
38% |
19% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки – 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке.
«Как ты относишься к игре на уроке? », (в %)
Отношение |
очень хочется участвовать |
нет большого желания поддерживать игру |
игра на уроке - пустая трата времени |
Количество выборов |
87% |
13% |
- |
Кремниевая кислота, соли
кремниевой кислоты в школьном курсе химии
В школьном курсе химии достаточно хорошо освещена, собственно, химическая сторона изучаемой темы. Например, вот как она изложена в школьном учебнике для 9 классов. Цель урока: познакомить учащихся со строением и способом получения кремниевой кислоты, изучить строение молекул солей кремниевой кислот ...
Современные требования математической подготовки детей перед школьным обучением
С точки зрения сторонников основывающихся на идеях Л.С. Выгодского, дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать существенные связи и способы к освоению некоторых системных знаний. Следовательно, программа дошкольного обучения должна быть построена на какой–то системе, соответствующей воз ...
Основные направления работы с детьми девиантного
поведения в государственных учреждениях
Создание целостной системы профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения является сегодня проблемой государственной значимости. Указом Президента РФ (№1338 от 06.09.1993 г)"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" создается ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.